В Ростовской области в феврале подешевело мясо. Это общероссийская тенденция, которая, однако, никак положительно не сказалась на стоимости мясной продукции, в частности колбасы. Эксперты расходятся во мнении, почему цены на мясо снизились. При этом подсчитано, что в 2022 году несмотря на все экономические сложности, инфляцию и падение доходов россияне съели рекордное за последние 30 лет количество мяса.
Свинина и курятина в Ростовской области потеряли в цене
Согласно данным Ростовстата, килограмм свинины в Ростовской области в феврале 2023 года стоил в среднем 319 рублей. Это на 3 рубля меньше, чем год назад. Килограмм охлаждённой курицы стоил в среднем 162 рубля против 166 годом ранее. С говядиной ситуация обратная: за год она выросла в цене на 34 рубля за килограмм (до 466 рублей).
Колбасы, несмотря на снижение стоимости мяса, лишь подорожали. Причём существенно: килограмм копчёной и варёно-копчёной вырос в цене в среднем на 50 рублей (554 рубля за килограмм в начале февраля 2023 года), варёной — почти на 40 рублей (до 459 рублей за килограмм в начале февраля 2023 года).
Почему дешевеет мясо?
В Национальном союзе свиноводов указывают, что рынок «продолжает находиться в периоде с самой низкой покупательской способностью населения». Из-за этого предложение превышает спрос.
«Судя по трендам предыдущих лет, в обозримом будущем спрос со стороны конечного потребителя продолжит снижаться, о чём свидетельствует уменьшение общей заявки со стороны сетевой розницы», — говорилось в обзоре Национального союза свиноводов, выпущенном в конце февраля этого года.
Как рассказал dоnnews.ru исполнительный директор ООО «РКЗ-Тавр» Александр Ремета, весь прошлый год цены на свинину росли, тогда как в этом году они действительно «имеют тенденцию к снижению». Однако основным фактором этого он видит профицит мяса.
— Россия давно вышла на уровень самообеспеченности, продолжают строиться новые свинокомплексы, поголовье товарной свинины растёт, предложение превышает спрос. Возникшую дельту призван был решить экспорт, но его объёмы невелики, — рассказал Ремета.
В итоге, согласно данным Национального союза свиноводов, в 2022 году потребление мяса в России достигло рекордного минимума за последние десять лет — 79 килограмм на одного человека. Если разбивать эту цифру, то 44,3% в ней — это мясо птицы (около 35 килограммов), 37,5% (29,8 килограмма) — свинина. То есть значительно более дорогих говядины и баранины россияне потребляют на порядок меньше. Более того, их потребление в 2022 году упало (на 1,9% и 7,1% соответственно), тогда как потребление свинины и птицы выросло (на 5,9% и 2% соответственно).
Почему колбаса не будет дешеветь?
При производстве колбас используется разное мясо. Птица на фоне свинины подешевела не так заметно, а говядина, как уже указывалось, наоборот, подорожала. Но, говорит Александр Ремета, дело даже не столько в мясе, сколько во всём остальном, что требуется для производства колбасных изделий.
— Специи и вкусоароматика подорожали, существенно выросли логистические затраты, зашкаливают цены на запасные части и оборудование. На этом фоне маржа мясопереработчиков не растёт, а существенно снижается, — пояснил он.
Справедливость этого, в частности, подтверждается отчётностью группы «Черкизово» за 2022 год. Компания входит в тройку крупнейших производителей России по объёмам выпуска мяса курицы и индейки, свинины, а также колбасных изделий. Годовая выручка группы за прошлый год достигла рекордных 184,3 млрд рублей, показав рост на 15%. При этом коммерческие, общехозяйственные и административные расходы увеличились на 24%, себестоимость продаж — на 16%. В итоге чистая прибыль на фоне роста выручки, наоборот, упала на 13% — до 14,62 млрд рублей.
Проблемой, добавляет Ремета, является и то, что российская отрасль мясопереработки более чем на 80% зависит от импорта оборудования. Со всеми вытекающими проблемами с закупкой и доставкой запчастей и комплектующих.
— Мы находимся в постоянном поиске альтернатив, но это очень сложно и небыстро, — говорит исполнительный директор «РКЗ-Тавр».
Россияне заметили снижение качества колбасной продукции
Сохранять цены на свою продукцию (или хотя бы максимально сдерживать рост) можно различными способами. Самый простой и никем не обсуждаемый — изменение рецептуры, то есть использование более дешёвых и менее качественных составляющих.
Исполнительный директор «РКЗ-Тавр» заверил, что по этому пути предприятие никогда не шло и идти не собирается.
— Удешевление рецептуры — самый простой путь, но он для нас неприемлем. Для удержания производственной себестоимости мы активно работаем с издержками на всех этапах выпуска продукции. Увеличение производительности, автоматизация процессов, оптимизация численности, ассортимента — вот основные решения, позволяющие нам быть конкурентными. Мы находим возможность снижать цены на нашу продукцию через механизм предоставления глубоких скидок и промоакций непосредственно на полках магазинов, — рассказал Александр Ремета.
Но, судя по всему, далеко не все предприятия отрасли готовы идти по сложному пути. Так, ещё в мае прошлого года Центр изучения потребительского поведения (ЦИПП) Роскачества совместно с Аналитическим центром НАФИ провёл среди россиян опрос: заметили ли они изменение качества тех или иных групп продуктов? И больше всего жалоб было именно на колбасные изделия. Снижение их качества отметил каждый третий из опрошенных.