В Ростовской области с 14 октября собрались запустить пассажирские суда «Валдай»

По Дону они не ходили уже больше 30 лет

Судно «Валдай 45Р». Фото wikipedia.org

Власти Ростовской области в ближайшее время заключат контракт с Нижегородским заводом на поставку двух судов «Валдай». Как сообщил гендиректор судоходной пассажирской компании «Дон» Герман Лопаткин, первый прогулочный рейс планируют запустить осенью.

«Мы постараемся успеть к знаковой дате для Ростовской области — выходу первой «Ракеты» № 12 в 1960 году. Такое чудо произойдет у нас 14 октября. Все наши коллеги, и судостроительная компания, и региональные площадки, нацелены на эту дату», — сообщил Лопаткин изданию «Комсомольская правда-Ростов-на-Дону».

Экскурсионный маршрут пассажирского судна будет идти вверх по Ростову с разворотом назад

Пока речь будет идти об экскурсионном маршруте — «вверх по Ростову с разворотом назад».

«В свободное время будем пробовать маршрут до Азова — для этого инфраструктура есть, маршрут уже изучили, промеры глубин сделали. Однозначно могу сказать, есть конкретное поручение губернатора области — Азов на первом этапе, наверняка, станет первым маршрутом», — подчеркнул он.

В дальнейшем планируется, что катера будут курсировать практически до Цимлянского водохранилища, — по всему верхнему Дону до станицы Романовской. 

Напомним, изначально планировалось, что рейсы внутри региона будут из Ростова в Константиновск, Романовскую, Старочеркасскую и Таганрог. Но в марте этого года в минтрансе Ростовской области donnews.ru сообщали, что из-за отсутствия пригодных причалов его маршрут будет сокращён: речное судно будет ходить из Ростова в Азов и Старочеркасск. 

В октябре 1960 года «Ракета 12» вышла в первый рейс по Дону

Первый пассажирский теплоход на Дону, пришедший с Волги, встретили 9 июля 1952 года. В тот же год и произошёл технический революционный переворот после ввода в строй Волго-Донского судоходного канала им. В. И. Ленина. Благодаря этому Ростов стал называться портом пяти морей — возросло экономическое значение донского водного пути.

Вскоре на берегах Цимлянского водохранилища вырос новый город и порт Волгодонск. В устье Северского Донца в 1961 году вступила в строй первая очередь Усть-Донецкого порта, который стал одним из крупнейших речных портов страны.

Большим событием в истории развития пассажирских перевозок на Дону стало появление крылатого флота «Ракета-12», который прибыл в Ростовский порт из горьковского завода «Красное Сормово» осенью 1960 года. 14 октября того же года он вышел в первый рейс вверх по реке до Константиновска. Такое судно могло развивать по воде скорость до 60 километров в час, в то время как прогулочные или круизные суда — всего 12-15 км/ч. «Ракета 12» знаменовала технический прогресс Советского Союза.

Со временем «Ракета» стала появляться на новых маршрутах: до станиц Старочеркасской, Романовской, до Азова и даже вверх по Северскому Донцу до города Каменска-Шахтинского.

В 1976 году на Дону «Ракету» заменил «Восход»

Затем в регионе появились более комфортные «Метеоры», производителем которых стал Зеленодольский судостроительный завод. Новые суда, рассчитанные на морское плавание, открыли навигацию из Ростова до Таганрога. Тогда морской вокзал Таганрога считался настоящим центром притяжения — за 12 часов на круизном лайнере по морю можно было добраться из Ростова в Керчь с остановками в Азове, Таганроге, Мариуполе и Бердянске.

С 1976 года выпуск «Ракет» был прекращён, их стали заменять на «Восходы». К середине 80-х годов флот Дона состоял из 36 теплоходов, которые обеспечивали в период навигации пассажироперевозки в станицы Багаевскую и Старочеркасскую.

Перевозки на пассажирском судне считались дорогим удовольствием

После распада Советского Союза пассажиропоток на Дону упал в разы. Со временем перевозки стали дорогим удовольствием, и спрос на них уменьшился, жители прибрежных населённых пунктов пересели на автобусы, а туристов было не так много. Основная часть теплоходов ушла на металлолом, единицы были проданы в регионы с неразвитой сетью автодорог.