В Ростовской области собираются восстановить пассажирское водное сообщение

Сначала планируют связать Таганрог, Азов и Ростов

Набережная Ростова. Фото Дениса Демкова

Между Таганрогом, Азовом, Ростовом и Ейском намерены восстановить водное сообщение, как в советские времена. Об этом в очередной раз было заявлено во время визита в Таганрог председателя Совета Федерации Валентины Матвиенко. Уже есть инвестор, и даже идут какие-то работы. Рассказываем, что об этом известно.

Что случилось?

27 сентября в Таганроге делегация высокопоставленных чиновников проверила, как идёт создание плавучей причальной платформы для морских судов.

Как рассказал руководитель Росморречфлота Захарий Джиоев, изготовление плавучей платформы и монтаж двух первых секций причала начались ещё в августе. В начале сентября установили две первые секции причала в районе берегозащитного укрепления — бывшего причала № 9. Состоялась тестовая швартовка теплохода. Всего необходимо изготовить и установить 8 секций по 12 метров. Работы планируется завершить до конца мая 2023 года, и тогда причал будет готов к приёму круизных теплоходов.

Губернатор Василий Голубев заявил, что восстановление водного сообщения между портами в акватории Азовского моря, между Таганрогом, Азовом, Ростовом и Ейском — важная задача. А также отметил, что всё это было налажено в советское время.

Валентина Матвиенко, в свою очередь, попросила поторопиться.

— Делайте всё быстро. Это очень важный объект. Это развитие инфраструктуры, которая приморскому городу крайне нужна. Необходимо ускорить сроки реализации, нет времени на раскачку.

Кто инвестор?

О том, что нашёлся инвестор, готовый заняться развитием водного сообщения в регионе, стало известно ещё в 2021 году. Об этом заявил Андрей Лисицкий, в ту пору возглавлявший администрацию Таганрога. Видимо, он как раз имел в виду ООО «Водоходъ» — именно эта компания сейчас курирует строительство платформы. Компания зарегистрирована в 2004 году в Москве, имеет представительства в Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде, Самаре, Казани и Красноярске. Позиционирует себя как крупнейшая судоходная компания и туроператор России. По информации на сайте «Водохода», флотилия насчитывает 26 круизных теплоходов разного класса и 16 единиц малого пассажирского флота.

По сообщению «Коммерсанта», выручка ООО «Водоходъ» по итогам 2021 года составила 4,1 млрд рублей, чистая прибыль — 40,5 млн рублей. 100% долей в уставном капитале принадлежит кипрской Volga-Baltic Cruise Lines Limited. Возглавляет «Водоходъ» заместитель председателя Совета Российской палаты судоходства Ришат Багаутдинов. Господин Багаутдинов является одним из основателей Volgo-Balt Transport Holding (VBTH), который объединяет ключевые для европейской части России пароходства — Волжское, Северо-Западное и «В.Ф. Танкер», а также Окскую судоверфь, Невский судостроительно-судоремонтный завод и ряд других судоходных и судоремонтных активов.

Сумма средств, вложенных в строительство плавучей платформы в Таганроге, не разглашается. Скорее всего, решение о её создании было принято после того, как судно компании село на мель.

Это произошло в октябре 2020 года. Круизный лайнер «Мустай Карим» — единственный за 60 лет новый российский теплоход, построенный за 3,2 млрд рублей — застрял в порту Таганрога. Судно не могло продолжить путь из-за экстремально низкого уровня воды. Новая платформа позволит безопасно швартовать такие громоздкие круизные теплоходы без лишних рисков.

С какими городами будет водное сообщение?

Пока не совсем понятно, какие маршруты хочет охватить инвестор. Помимо названных Голубевым городов Ростовской области назывались и другие направления. Летом этого года директор администрации мариупольского морского порта Павел Швацкий сообщал, что планируется восстановить пассажирское судоходство между Донбассом, Крымом и Кубанью. Речь шла о всеми забытых круизах по маршруту Ейск — Ростов — Азов — Таганрог — Мариуполь — Бердянск — Керчь.

Пару лет назад запустить теплоход из Ростова в Крым предлагала Кубанская компания. Речь шла о маршруте Ростов — Керчь — Тамань и Сочи — Ялта — Севастополь.

Так что простор для освоения маршрутов имеется. Кстати, в 2020 году речной круиз из Санкт-Петербурга в Ростов признали одним из самых дорогих в стране. За 20-дневное путешествие на теплоходе «Т. Г. Шевченко» тогда нужно было заплатить 13 тысяч долларов с одного человека. Программа включала посещение Волгограда, Астрахани, Саратова, Казани, Нижнего Новгорода, Ярославля, Костромы, Ульяновска и некоторых других городов.

А как было раньше?

В советское время морской вокзал Таганрога был настоящим центром притяжения, тут были кафе и рестораны — излюбленное место отдыха горожан и курортников. Вокзал принимал круизные лайнеры — например, за 12 часов по морю можно было добраться из Ростова в Керчь с остановками в Азове, Таганроге, Мариуполе и Бердянске.

Также сюда приходили «Метеоры» и «Ракеты», связывающие Таганрог с Ростовом, Азовом. Для сравнения — от Таганрога до Азова по воде можно добраться за 40 минут, а на машине путь занимает уже около двух часов. «Метеоры» и «Ракеты» курсировали как электрички, с интервалом в 1,5-2 часа — это был ещё один вид транспорта, пользовавшийся спросом.

Как рассказал профессиональный гид и общественный деятель Алексей Павловский, первый рейс «Ракеты» по Дону по маршруту Ростов — Константиновск состоялся 14 октября 1960 года. За последующие 15 лет ростовский порт получил 17 судов этого типа. Во второй половине 70-х вместо «Ракет» начали производить «Восходы», их в Ростов до 1991 года было поставлено девять. Одновременно порт закупал «Метеоры», производимые на Зеленодольском судостроительном заводе в Татарстане, и феодосийские «Кометы». Эти суда были рассчитаны на перевозки по морю. В 60-70-е донской флот пополнили восемь «Метеоров» и четыре «Кометы».

В пору пика пассажирских перевозок на «крылатых судах» — в середине 1980-х — ростовский порт располагал 36 теплоходами этого типа, «Ракеты» и «Восходы» ходили в Азов, Старочеркасскую, Романовскую, через Северский Донец — до Каменска-Шахтинского. «Метеоры» и «Кометы» возили пассажиров в Таганрог, Ейск, Жданов (Мариуполь) и Керчь.

— В советский период, когда строительство теплоходов брало на себя государство, а цены на топливо дотировались, речные перевозки по стоимости для пассажиров были сопоставимы с автомобильными, — рассказывал Алексей Павловский. — Когда же речникам пришлось включать в стоимость билета реальную цену топлива и запчастей, жители прибрежных населённых пунктов пересели на автобусы, а число туристов было столь невелико, что не могло поддерживать рентабельность перевозок. В итоге донской крылатый флот встал на прикол у левого берега Дона — в районе завода «Красный флот». Основная часть теплоходов ушла на металлолом, единицы продали в регионы с неразвитой сетью автодорог, где речные перевозки носят социальный характер (Якутия), либо в туристические центры (Санкт-Петербург). Особо ростовчанам запомнились покупки «Комет» представителями Сенегала, Гвинеи-Бисау, Сент-Винсента и Сьерра-Леоне.

Кстати, о необходимости возродить пассажирские речные (да и морские тоже!) перевозки идёт не один год, но пока надежды на то, что по Дону и Азовскому морю вновь будут курсировать «Ракеты» и «Метеоры», весьма туманны. А вот, с круизным сообщением, учитывая внимание председателя Совфеда и заинтересованность довольно крупного инвестора, вполне может что-то получится.

Алина Ключко

Поделиться: