В Ростове 25-летнего астматика Максима Евдокимова собираются забрать в армию. В военкомате по непонятным причинам игнорируют его болезнь, хотя она подтверждена десятком врачей. Более того, молодому человеку поставили категорию годности «А» — то есть у него, по мнению военкомата, вообще нет проблем со здоровьем. Как выяснил dоnnews.ru, история Максима хоть и странная, но далеко не единственная. Каждый год ближе к концу призыва в некоторых военкоматах по каким-то причинам начинают игнорировать права призывников.
Ростовчанина с астмой собрались отправить в армию
По словам Максима, проблемы с дыханием у него были практически всю жизнь. Однако долгое время врачи разводили руками и диагноз не ставили. В 2015 году в платной поликлинике неуверенно определили: либо астма, либо панические атаки. Больше обследований не делали, хотя проблемы с дыханием остались.
В 2022 году Максим сильно заболел, и во время лечения врачи рекомендовали всё-таки исследовать функцию внешнего дыхания. Результат на астму оказался положительный, однако диагноз был всё ещё под вопросом.
Осенью 2022 года Максима вызвали в военкомат. Люди с любым типом бронхиальной астмы от военной службы освобождаются. Однако парень не лежал в стационаре и не состоял на учёте по этому заболеванию в поликлинике. На этом основании военкомат решил, что Максим на самом деле не астматик.
— Я пытался лечь в стационар, но в поликлинике говорили, что решать должен военкомат, так как я призывного возраста. А в военкомате заявляли, что это не их задача. В итоге я застрял в этом цикле. Был суд, который встал не на мою сторону, но повторно отправил на медкомиссию. Призыв к тому времени уже закончился, — рассказывает Максим.
До весеннего призыва он смог всё же лечь в стационар, диагноз «астма» был официально подтверждён. Максим также встал на учёт в поликлинике и получает от государства соответствующие лекарства.
Однако в военкомате на все эти бумаги почему-то решили закрыть глаза. При этом, говорит Максим, ему не намекали, что вопрос можно решить, например, за деньги. То есть дело даже не в коррупции.
— Принёс все медкарты, выписку из стационара, но мне говорят, что всего этого мало и я годен. Говорят: «Наши врачи решили, что ты годен». У меня от десятка врачей есть подтверждение астмы, что ещё нужно военкомату — я не понимаю. Я пользуюсь ингаляторами, в армии мне их никто не предоставит. Такое ощущение, что никаких рычагов давления на этих людей ни у кого нет и они делают, что хотят, — говорит Максим.
Отправить в армию его должны были 19 июня, однако сейчас он официально находится на больничном. Как только он закончится, Максима заберут служить.
Больше всего жалоб — на работу военкомата Ворошиловского и Октябрьского районов Ростова
Защитой молодого человека занимаются юристы из ООО «Всероссийский призывник» Игорь Кришталь и Святослав Набоков. По их словам, военкомат по каким-то причинам умышленно занижает серьёзность заболевания Максима.
— У него на руках есть все необходимые документы, подтверждающие его заболевание. При этом я бы, может, ещё понял, если бы военкомат ставил категорию «В» — ограничено годен. Так они ему ставят «А» — как космонавту, ни одной болезни, — недоумевает Кришталь.
По его словам, в каждый призыв у них от 10 до 20 подобных случаев. Однако есть и другие юридические конторы, специализирующиеся на делах призывников. Так что совокупно речь идёт о значительно большем числе подобных историй. И по каким-то причинам особенно тут усердствует военный комиссариат Октябрьского и Ворошиловского районов Ростова.
Как говорит Святослав Набоков, подобные случаи нарушения прав призывников происходят уже много лет. В связи с началом специальной военной операции в этом смысле ничего не поменялось.
— Каждый призыв первые полтора-два месяца чаще всё нормально, вопросов к работе комиссариатов практически не возникает. Но стоит только первой половине призыва закончиться, как начинаются вот такие истории. Такое ощущение, что есть какие-то квоты на категории, и в какой-то момент у них остаётся только «А». Не знаю, как ещё это объяснить, потому что сначала всё хорошо, а потом как обрубает. Но бывает и так, что районный военкомат обоснованно выставляет категорию «В», «Г» или «Д», отправляет документы в областной — и там это решение отменяют. Либо рассматривают документы по месяцу без особых на то причин, либо начинают требовать пройти новые осмотры, — рассказал Набоков.
Так, продолжает Кришталь, он защищает права ещё одного молодого человека, который имеет подтверждённое заболевание щитовидной железы. С данным заболеванием в армию призывать не должны, однако военкомат опять же игнорирует все справки от врачей. Хотя ранее та же комиссия другого человека с точно таким же диагнозом признала негодным к несению службы.
Врачи из призывных комиссий не несут ответственности за свои решения
По словам Набокова, проблема в том, что врачи, которые участвуют в работе призывных комиссий, практически ничем не рискуют. Их набирают из гражданских лечебных учреждений лишь на время призыва, а все решения принимаются коллегиально.
— К примеру, парня с проблемами дыхания весной 2023 года призывают, определяя его как полностью годного, — поясняет юрист. — В августе, допустим, с этим парнем случается какая-то трагедия из-за его заболевания. Но предъявить претензии уже не к кому: призывная комиссия данного призыва отработала и была распущена. Так что ответственности за последствия своих решений врачи не боятся.
Но, добавляет Кришталь, он собирается эту практику побороть, начав привлекать врачей из призывной комиссии к личной ответственности.
— По делу Максима Евдокимова я собираюсь писать заявление о возбуждении уголовного дела в отношении врача, который, игнорируя официальные медицинские документы, нарушает закон, — заявляет юрист.
На суды, признают оба юриста, в подобных делах надежды не много. В подавляющем большинстве случаев они встают на сторону военкоматов. Однако бесполезными такие иски назвать нельзя. Во-первых, пока идёт суд, человека не призывают, у него появляется время для подтверждения диагноза, написания обращений, жалоб и так далее. Во-вторых, решения судов даже в пользу военкоматов всегда содержат пункт о повторном прохождении медкомиссии. И она, если заболевание объективно присутствует, признаёт его наличие. Человек в армию не уходит.