Top.Mail.Ru
14,40₽
108,67₽
104,31₽

Архитекторы, реставраторы и художники попросили губернатора спасти уникальную мозаику в подземных переходах Ростова

68 подписантов рассказали, что не так с проектом реставрации

В подземном переходе на пересечении Будённовского и Большой Садовой. Фото donnews.ru
В подземном переходе на пересечении Будённовского и Большой Садовой. Фото donnews.ru

Архитекторы, реставраторы и художники Ростова направили обращение на имя губернатора Василия Голубева с просьбой не дать уничтожить мозаику в четырёх подземных переходах. Это коллективное письмо стало реакцией на представленный проект реставрации мозаичных панно, которое подготовила компания ООО «СНПРУ Реставрация».

68 подписантов считают, что проект реставрации ещё далёк от идеала и не учитывает особенности мозаичных панно, которые, к слову, признаны объектами культурного наследия.

В письме они указали опасения, перечислили замечания и дали рекомендации, касающиеся проекта, которые помогут сохранить мозаичное панно.

Справка

Речь идёт о мозаиках в четырёх подземных переходах Ростова — Большая Садовая/Кировский, Большая Садовая/Ворошиловский, Большая Садовая/Будённовский и Будённовский/Московская.

Что не так с проектом реставрации мозаичных панно?

В коллективном обращении общественники указывают: в проекте отсутствует акцент на историко-библиографические исследования, позволяющие судить о свойствах керамической плитки, из которой создавалась мозаика.

Особенность мозаик в том, что из рядовой керамической плитки (шахтинской, чешской) создавались авторские тематические, многофигурные, пейзажные панно.

«При изготовлении мозаик их автор вместе со своей бригадой с большим трудом преодолевали ломкость плитки при обточке. Затем их собирали на кальку, закрепляли клеем в большие фрагменты», — пишут авторы письма.

Иначе говоря, как пояснила журналисту donnews.ru активистка Елена Хатламаджиян, ростовские мозаичные панно изготовлены из хрупкой и тонкой плитки, которая вообще не была предназначена для их создания. Обычно для мозаик используется более прочный материал, например смальта. Именно поэтому ростовские мозаики и уникальны для России.

Проектировщик же, по её словам, не стал заострять внимание на технологии изготовления мозаики и способе окрашивания.

Он предлагает использовать общие методы демонтажа (механический, химический), но для работы с таким уникальным материалом они не подходят, уверены авторы письма. Например, для гидроизоляции стыков стеновых панелей предлагается пробивка штраб (канавка в бетоне или кирпиче для прокладки коммуникаций) до 30 сантиметров шириной и более двух метров высотой прямо по мозаичным панно.

«Есть ещё один метод демонтажа плитки — термический. Предлагается на стене нагреть плитку до 300 градусов, после чего она должна отойти от раствора. Специалисты по керамике однозначно назвали этот метод непредсказуемым и небезопасным для плитки», — пишут активисты.

Для реставрации мозаичных панно, по словам Елены Хатламаджиян, лучше применять инъекционный способ — ввести раствор и притянуть плитку к поверхности.

Помимо этого, на некоторых мозаичных панно есть утерянные фрагменты, например голова ребёнка, участок карты Ростова и другие. А это значит, что в проекте должна учитываться работа ещё и художника-реставратора. Но он не упоминается.

Также в проекте, как указывают авторы письма, нет указаний, что во время сварочных работ нужно закрывать мозаику переносными щитами, чтобы защитить её от искр.

«А очередность работ обозначить таким образом, чтобы в первую очередь закрепить без демонтажа те участки мозаики, что отошли от стен. В противном случае при начале любых работ панно может обрушиться», — подчёркивают общественники.

Что предлагают авторы письма?

Авторы обращения предлагают провести повторную экспертизу проекта, поручить методику реставрации мозаичных панно известным специалистам, реставраторам-мозаичистам (их фамилии перечислены), создать рабочую группу для контроля за реконструкцией подземных переходов.

Активисты считают, что необходимо применять индивидуальный подход к реставрации мозаик. Временный демонтаж, по их словам, недопустим и незаконен из-за отсутствия в действующем проекте Зон охраны переходов возможности демонтажа мозаик как объекта культурного наследия. Разрешены работы только по воссозданию утраченных фрагментов.

Коллективное письмо они также направили в комитет по охране объектов культурного наследия Ростовской области.

Комментарии для сайта Cackle