Угроза полномасштабного военного конфликта в Луганской и Донецкой Народных Республиках привела к массовой эвакуации жителей Донбасса в Россию. Беженцы пересекают государственную границу в Ростовской области, после чего часть из них остаётся в региональных пунктах временного размещения (ПВР) — других же, по сведениям МЧС РФ, увозят поездами для размещения в Московскую, Воронежскую, Курскую, Волгоградскую, Нижегородскую, Саратовскую и Ульяновскую области.
В Ростове находится двадцать ПВР, рассчитанных примерно на 2,5 тысячи человек. По данным мэрии, к 21 февраля в них поселили 849 беженцев, 361 из них — это дети (в том числе, 199 учащихся, которые с понедельника пошли в городские школы).
Глава администрации города Алексей Логвиненко решил лично посмотреть, в каких условиях живут покинувшие родину люди, и отправился в один из пунктов размещения, расположенный в гостинице «Аэлита» на Левобережной улице, 109.
Детям — школы, взрослым — работу
В «Аэлиту» заселили 150 приезжих, большинство — из Горловки и Донецка. Беженцы рады визиту Логвиненко, но смущены и держатся перед ним скованно. Глава ростовской администрации пытался их разговорить и расспрашивал, как их устроили.
Всех прибывших разметили по отдельным номерам. В каждом из них есть отопление, а вот мебели маловато: лишь кровати (двухъярусные и двуспальные), столики, зеркала и тумбочки. Кое-где минималистичный антураж разбавляют телевизоры. Впрочем, время в своих номерах беженцы проводят, в основном, только вечером и ночью.
Днём же малыши играют в специальном зале, дети постарше с 21 февраля начали обучение в школе № 22 на улице Максима Горького. Путь туда с левого берега Дона неблизкий, но ребят возят в учебное заведение на автобусах, предоставленных властями. Что касается их матерей, то они уже начинают искать себе постоянную работу в Ростове, поскольку не уверены, что смогут с детьми скоро вернуться домой.
Об этом интересе знает Логвиненко. Общаясь с беженцами в их комнатах, он обязательно спрашивает у взрослых, какая у них рабочая специальность. В каждом помещении ему отвечают что-то своё: «Повар. Кондитер. Фармацевт. Медсестра». Глава администрации обещает, что каждого желающего обязательно трудоустроят.
Пока же он предлагает беженцам посетить ростовский зоопарк, городские кинотеатры и музеи, спортивные мероприятия. Градоначальник говорит, что лучше всего это сделать организованно — достаточно сформировать группы и подать списки чиновнику администрации Кировского района, курирующему ПВР на Левобережной.
— За каждым ПВР закреплены сотрудники районных администраций, к которым беженцы могут обращаться с просьбами — от вопросов чисто бытового характера до решения проблем с трудоустройством в Ростове, — говорит людям Логвиненко.
Дети просят его, чтобы их устроили в кружки — они хотят заниматься спортом, хореографией, пением, рисованием и так далее. Градоначальник охотно соглашается.
Расходы на питание и проживание оплатит федеральный бюджет
Завтракают, обедают и ужинают беженцы в гостиничной столовой. Для них питание (как и проживание) бесплатное. Меню рассчитано на взрослых, поэтому беженцы с грудными детьми просят Логвиненко включить в него продукты для младенцев.
— Хорошо, обязательно это сделаем для нуждающихся семей. Кстати, в школах детей из Донбасса тоже обеспечат горячим питанием, — обещает градоначальник.
Как объяснила присутствовавшая на обходе замглавы администрации Ростова Елена Кожухова, все гостиницы и общежития, которые принимают беженцев, делают это на основании распоряжения мэрии о создании в городе временных пунктов размещения.
— Управление по делам ГО и ЧС заключает с ними договор на проживание беженцев и организацию их питания. Впоследствии такие ПВР получат компенсацию расходов из регионального и федерального бюджетов, — уточняет замглавы администрации.
Проживание одного беженца в этом и других пунктах временного размещения оценивается в 800 рублей в сутки, 250 рублей из них идут на трёхразовое питание.
— Бывает и такое, что сначала отели дают заявку, что готовы принять беженцев. Потом мы начинаем им звонить, а нам отвечают, что все места уже заняты. То есть, прибывшие из Донбасса в таких случаях сами бронируют места и заселяются без нашего участия, оплачивая проживание и питание, — объясняет Елена Кожухова.
Главная проблема, по её словам, в том, что почти ни у кого из беженцев нет карточек российских банков. Чтобы получить разовую выплату в 10 тысяч рублей, им сначала требуется открыть лицевой счёт. Для этого нужно либо самостоятельно обратиться в любое городское учреждение социальной защиты, либо оставить заявку с помощью сотрудников Сбербанка — они регулярно посещают пункты временного размещения.
— После открытия счёта деньги должны поступить в течение суток, максимум — двух. Разовую выплату могут получить не только беженцы в ПВР, но и жители Донбасса, живущие у своих ростовских родственников, — утверждает Кожухова.
Просьбы — решительные и трогательные
Во время осмотра лагеря беженцев в «Аэлите» к Алексею Логвиненко подходят с различными просьбами. Некоторые из них решаются очень просто — например, в одной из квартир её жители попросили привезти им бутылки с питьевой водой.
Другие «прошения» были куда деликатнее: одна из беженок рассказала главе, что находится на четвёртом месяце беременности, и попросила себе медобследование. К обеим просьбам градоначальник отнёсся с вниманием и пообещал выполнить.
Понятное дело, что со всеми людьми в ПВР Логвиненко поговорить не смог. Тем, кому не повезло пообщаться с ним в своей комнате, пришлось привлекать внимание решительными действиями. Так поступила женщина, приехавшими с несколькими детьми. Она перегородила путь главе администрации и потребовала себя выслушать.
— У меня много детей, — начала рассказывать беженка.
— Хорошо, — отреагировал Алексей Логвиненко.
— Нам нужен холодильник в комнате, чтобы хранить еду, — продолжила она.
— Хорошо, — повторил градоначальник.
— И ещё телевизор. Всё, — завершила формулировать просьбу обитательница ПВР.
— Хорошо, — в третий раз безропотно ответил ей глава ростовской администрации и дал указания исполнить эти просьбы, после чего продолжил свой путь дальше.
Завершив инспекцию ПВР в «Аэлите», Алексей Логвиненко побывал с визитом в школе № 4, в которой с понедельника начали учиться 16 детей из пункта временного размещения, организованном в общежитии ЮРИУ РАНХиГС (Пушкинская, 128). Там от одного ребёнка градоначальнику поступила, пожалуй, сама трогательная просьба.
Мальчик лет восьми робко сказал градоначальнику, что давно мечтал начать заниматься футболом в спортивной секции, но не мог этого сделать у себя дома.
— А ты на большом футболе был? На стадионе? — неожиданно спросил у него глава.
— Нет, — тихо и смущенно ответил школьник.
— Так. А у нас 27 февраля как раз будет играть «Ростов», — многозначительно улыбнулся ему Алексей Логвиненко.
И тут же в разговор вклинилась одна из присутствовавших при общении учительниц, которая заявила, что собирается на этот матч, и может взять этого мальчика с собой.
— Отлично. Возьмите. И в секцию его запишите. Желания сбываются, — весело подмигнул градоначальник явно растерявшемуся от такого поворота событий ученику.
На прощание Логвиненко пообещал детям беженцев успехов в новой школе и сказал, что вернётся к ним, чтобы «проверить оценки в дневниках». Заявил он и о том, что проконтролирует выполнение своих поручений, сделанных в ПВР на Левобережной.
Поделиться: