Больше половины жителей Ростова (59%) уверены, что электросамокаты в городе нужно запретить. Это следует из опроса, проведённого SuperJob. Однако эксперты, опрошенные donnews.ru, высказались против запрета, называя его преждевременным. По их мнению, с электросамокатами надо учиться работать. Специалисты рассказали, что нужно сделать, чтобы в Ростове было хорошо и пешеходам, и самокатчикам.
Насколько опасны самокаты?
По статистике МВД из доклада «О состоянии безопасности дорожного движения в Российской Федерации», в 2022 году в стране было зарегистрировано 941 ДТП с участием велосипедов и самокатов. В них погибли 19 человек, и ещё 976 человек были ранены. Для сравнения: в 2021 году таких аварий было 672, в 2020 году — 410, а в 2019-м — 142.
Согласно официальной статистике управления ГИБДД в Ростовской области, с начала 2023 года в Ростове с участием электросамокатов зарегистрировано 4 ДТП. В них пострадали 4 человека, 2 из которых — несовершеннолетние.
Почему электросамокаты важны для города?
Несмотря на печальную статистику, эксперты, опрошенные donnews.ru, предлагают не спешить отказываться от электросамокатов. Так, велоэнтузиаст и руководитель компании «Веловод» Дмитрий Гусев уверен, что развитие электросамокатов и велотранспорта — важный элемент развития городской среды и транспорта. Поэтому их запрет — это «путь в никуда».
На самокате можно сэкономить время и объехать все пробки, с ним можно не пользоваться общественным транспортом на коротких дистанциях, а маршрут можно выстроить так, чтобы проехать через парк и подышать свежим воздухом. С электросамокатом нет проблем при поиске парковочного места. Они не выделяют при включении углекислого газа, не требуют использования едкой химии и масел. Их можно использовать даже без специальной подготовки. Электросамокаты помогают разгружать городскую систему общественного и личного транспорта без вреда для экологии.
По словам директора Агентства территориального развития Алексея Санина, за последние годы электросамокаты стали больше, чем развлечением.
— Это экологичный способ добираться куда-либо на короткие расстояния. А на фоне растущих цен на такси они стали ещё и выгодным способом передвижения. Не полноценной заменой, но хорошей альтернативой, — полагает эксперт.
Для самокатов нужна развитая инфраструктура
Эксперты уверены, что для безопасного использования электросамокатов и передвижения на них нужно развивать инфраструктуру, культуру и регулирующую базу.
По словам Дмитрия Гусева, развитие инфраструктуры для велосипедов и самокатов в Ростове предполагает увеличение протяжённости велодорожек, организацию съездов с тротуаров и использование безопасного покрытия на веломаршрутах.
— Основная задача велоинфраструктуры — разделить и разграничить потоки, сделать их безопасными друг для друга. Для человека на самокате\велосипеде важно, чтобы у него была возможность доехать из точки А в точку Б по этой инфраструктуре. Условно — с Сельмаша до Западного, — отметил Дмитрий Гусев. По его словам, первые шаги в этом направлении в Ростове сделаны, на Пушкинской есть велодорожка. Теперь нужно продолжать развивать другие маршруты.
В Ростове можно одновременно создать трамвайные пути и дорожки для самокатов
Алексей Санин считает, что создание инфраструктуры для велосипедов и самокатов — долгий процесс. Нужно менять стратегические документы транспортного планирования и многое другое. Но у Ростова есть прекрасный шанс создать эту инфраструктуру в ближайшее время.
— В Ростове планируется масштабная модернизация транспортной системы и расширение трамвайных путей. Изменения могут предполагать создание велосипедной дорожки рядом с трамвайными путями, — поделился своим мнением эксперт. По его словам, это было бы отличным и довольно легко реализуемым решением.
Также Алексей Санин отметил, что к созданию инфраструктуры можно привлекать компании по аренде самокатов. Они могут спонсировать создание новых велополос и помогать в создании безопасной среды.
Необходимо развивать культуру взаимодействия с самокатами
Немаловажно также популяризировать электросамокаты и развивать культуру их использования и взаимодействия с пользователями.
— Я называю это «культура веломентальности», когда люди понимают, что не нужно ходить по велодорожкам, когда автомобилисты не преграждают велодорожки\велополосы. Даже одна машина на велополосе перекрывает все усилия по её созданию. Велосипедист/самокатчик вынужден съезжать на основную аллею и искать обходные пути. Нужно дать велосипедистам и самокатчикам возможность передвигаться на своих законных велодорожках, — подчеркнул Дмитрий Гусев. Тогда, по его словам, их будет меньше на аллеях и в тех местах, где их быть не должно.
Важно создать регулирующую базу для электросамокатов
С 1 марта 2023 года в силу вступили изменения ПДД, в которых описаны определения самокатов, их максимальная скорость и места, где они должны двигаться. Алексей Санин уверен, что при необходимости можно также ввести правила и ограничить районы движения электросамокатов, снизить скорость движения и повысить возраст водителей, чтобы аренда самокатов была доступна только совершеннолетним.
Также важным инструментом обеспечения безопасности при работе с самокатами является контроль за соблюдением правил. Это, по словам Алексея Санина, работа госорганов. Он уверен, что только в случае, если все вышеперечисленные механизмы не сработают в долгосрочной перспективе, можно говорить о полном запрете электросамокатов.
Скорость самокатов ограничили до 25 км/час
Согласно обновлённым правилам дорожного движения, максимальная скорость электросамокатов не может превышать 25 км/час. В Ростове, отметила пресс-секретарь сервиса поминутной аренды электросамокатов и велосипедов «Юрент» Алёна Сухаревская, это ограничение действует у всех шеринговых операторов.
— В городе также есть «медленные зоны», где самокат автоматически снижает скорость до 15 или даже 10 км/ч. Как правило, это людные пешеходные зоны, набережные, парки или скверы где большой пешеходные трафик и быстро на самокате ехать небезопасно, — рассказала Сухаревская.
Скорость 25 км/час все равно можно назвать высокой, потому что при весе электросамоката около 30 кг сила, с которой могут наехать на пешехода, оказывается достаточной для переломов и сильных ушибов. По словам Алексея Санина, в некоторых мегаполисах скорость ограничивают ещё больше. Например, в Стамбуле максимум для них — 13,5 км/час, это чуть выше быстрого бега человека.
Что предлагают законодатели для регулирования электросамокатов?
В сентябре депутаты комитета по транспорту Госдумы России предложили ввести для самокатчиков госномера, а также ответственность по Кодексу об административных правонарушениях (КоАП) и Уголовному кодексу (УК) РФ, пишут «Известия». Письмо, в котором подробно изложили предлагаемую инициативу, подготовили на имя премьер-министра страны Михаила Мишустина.
Депутат Госдумы Александр Якубовский рассказал изданию «Подъём», что осенью парламентарии рассмотрят новые штрафы и ограничения на электросамокаты. Возможно, будет предложено ввести налог на этот вид транспорта.
Что делать в случае ДТП с самокатом?
Многие считают, что при наезде на пешехода самокатчик может скрыться и не нести ответственность за нарушение. Алёна Сухаревская уверяет, что это не так. В случае аварии данные «водителя» могут быть переданы полиции или ГИБДД при направлении запроса.
Если человек попал в ДТП с водителем шерингового самоката — нужно сфотографировать его номер (он расположен на руле и не только) и запомнить компанию. После можно написать в службу поддержки сервиса, где помогут оставить обращение в правоохранительные органы, по запросу которых сервис сможет предоставить данные о водителе, который управлял электросамокатом.
Поделиться: