Как стало известно на днях, в Ростовской области начали набирать добровольцев, которые готовы противостоять потенциальной угрозе со стороны ВСУ. Рассказываем, в каких регионах уже есть отряды теробороны, чем они занимаются, какой у них правовой статус и чем они отличаются от того, что появится в Ростовской области.
В добровольческий батальон наберут 300 человек
Добровольческий батальон резерва теробороны, как уже сообщалось, формирует Ростовское региональное движение ветеранов боевых действий «Оплот». Делается это «вследствие возможного прорыва ВСУ к границам донской земли».
Как рассказал порталу 1Rnd.ru один из руководителей «Оплота» Валерий Бова, всего планируется набрать 300 человек в хорошей физической форме в возрасте от 21 до 50 лет и без «тёмных пятен» в прошлом — связей с криминалом или деструктивными организациями. Приоритет при этом будет отдаваться родовым казакам и тем, кто разделяет казачью идеологию.
Добровольцы пройдут обучение под руководством действующих бойцов СВО и получат всю необходимую экипировку. Однако ни денег, ни оружия этим людям не дадут. По крайней мере, пока.
«Если “Оплот-1” {так решили назвать батальон. — Dоnnews.ru} будет привлекаться к госслужбе или защите правопорядка, вооружение может выдаваться по согласованию. Но личным оружием — для охоты или самообороны — мы не будем пользоваться и не имеем на это права», — пояснил Бова.
Та же ситуация с выплатами. Если батальон будет по контракту помогать какому-то официальному ведомству, то они возможны.
Регионам могут разрешить вооружиться
В конце июля в Госдуме был зарегистрирован законопроект, согласно которому региональным правительствам будет разрешено создавать специальные государственные унитарные предприятия для обеспечения общественного порядка. Делать это можно во время мобилизации или при объявлении военного положения.
Главное же в этом законе то, что работников этих ГУПов предлагается вооружить стрелковым оружием. По сути, губернаторам предлагается разрешить создавать свои ЧВК. Однако территориальной обороной это назвать нельзя, так как речь идёт о сотрудниках на госслужбе. В теробороне служат добровольцы.
Пока официально отряды территориальной обороны созданы в двух регионах — Белгородской и Курской областях, которые граничат с Украиной и регулярно обстреливаются. Иногда в них даже проникают вражеские диверсанты.
Оба отряда созданы достаточно давно, однако недавно их решили вооружить. Так, губернатор Белгородской области Вячеслав Гладков рассказывал, что бойцам выдали стрелковое оружие, противодроновые ружья и автомобили «УАЗ». Специфика всей ситуации в том, что ещё весной этого года первый зампредседателя Совета Федерации Андрей Турчак заявлял, что правовой статус отрядов теробороны до конца не урегулирован и «крайне ограничен». В частности, добровольцам нельзя носить и использовать оружие. Ведь, по сути, это гражданские лица.
Губернаторы Курской и Белгородской областей не делали вид, что законов не существует, и поясняли, что ищут «законные механизмы» вооружить людей. Затем сообщалось, что выход из ситуации найден. Какой — не уточнялось, указывалось лишь, что всё согласовано с ФСБ, Росгвардией и Минобороны РФ.
Пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков пояснял журналистам, что оружие теробороне выдают «в строгом соответствии с законом» и «в связи с обстановкой, которая есть на земле» в приграничных регионах. Он также заверил, что оружие не попадёт «не в те руки» и все механизмы контроля «тщательно реализованы».
«Оплот-1» будет бороться не только с внешними врагами
Отметим, что «Оплот-1» формируется, судя по заявлению, как резерв для отрядов теробороны Ростовской области. Которых нет и пока никто официально не заявлял о планах их создавать. Тем более, что Ростовская область больше не имеет границы с Украиной и «эхом СВО» в регионе выступают лишь редкие обстрелы и атаки дронов. К счастью, ни те, ни другие особого успеха не имели.
Одно из существенных отличий «Оплота-1» в том, что эта инициатива исходит снизу. Отряды теробороны в Курской и Белгородской областях формировались под контролем местных правительств и курировались лично губернаторами. По информации dоnnews.ru, заявление «Оплота» о наборе добровольцев в батальон стало для правительства Ростовской области сюрпризом. Причём, учитывая скорые выборы в Заксобрание, вряд ли приятным. Всё-таки когда кто-то начинает готовиться к возможному прорыву ВСУ к границам региона и вслух об этом заявляет, то спокойствию простых граждан это не способствует.
Ещё одно важное отличие заключается в том, что бойцы теробороны в Курской и Белгородской областях находятся вблизи госграницы. То есть их основная функция — не допустить проникновения вражеских групп на территорию России.
Между Ростовской областью и зоной проведения СВО лежат новые регионы. Стоять на границе с ними смысла нет. Поэтому в «Оплоте» и говорят, что пока для Ростовской области защита от внешних угроз не особо актуальна, добровольцы сосредоточатся на внутренних врагах — предателях и тех, кто хочет раскачать «ситуацию подрыва доверия к власти».
«По нашему мнению, НАТО не успокоится на одной только помощи ВСУ, возможно и разрастание полномасштабного конфликта. Если такое случится, мы все должны подняться и стать на защиту нашего Отечества, прежде всего нашей донской земли. До наступления этих ситуаций могут возникнуть внутренние угрозы. Мы понимаем, что враг хитёр и коварен, различные деструктивные процессы в обществе подогреваются, не за горами выборы, в том числе президента РФ», — пояснил Валерий Бова порталу 1Rnd.ru.
Как именно и на каких правовых основаниях добровольцы будут бороться с внутренними врагами — не поясняется. За проявлениями экстремизма и фейками о ВС РФ следят правоохранительные структуры и бдительные граждане, набирать и обучать для этого казаков вряд ли требуется. Шпионами занимается ФСБ. Кого-либо задерживать и применять силу имеют право только правоохранительные структуры.
Добавим, что согласно информации на официальном сайте «Оплота», это общественное движение основано в июле 2021 года в Ростове ветеранами боевых действий. Задачами организации указываются социальная поддержка и защита интересов ветеранов боевых действий, а также содействие в реализации указа президента «О стратегии госполитики в отношении казачества».
Поделиться: