Top.Mail.Ru

Драмы и мелодрамы в кинематографе

Какие особенности мелодрамы? Что отличает ее от остальных жанров? Как развивался жанр в России

Драма – один из основных жанров в искусстве, вышедший из древнегреческих трагедий и в XIX столетии вытеснивший с театральных подмостков и из литературы другие жанры. После появления кинематографа драма заняла прочное место на экранах, которое сохраняет за собой и в настоящее время.

Главные особенности жанра

Основная отличительная особенность драмы заключается в пристальном изучении внутреннего мира героя. Он может быть как положительным, так и отрицательным персонажем, однако всегда обладает яркой индивидуальностью. Характер героя проявляется или ломается в ходе драматических событий. Мелодрамы 2022 года обычно посвящены описанию родственных или любовных взаимоотношений. Как правило, персонажи мелодрам в большей степени изображаются с помощью шаблонов, они могут оказываться в комических ситуациях, а противоречия между ними нередко исчезают в хэппи-энде. Но драмы и мелодрамы объединяет то, что данные жанры не относятся к высокобюджетному зрелищному кино и потому требуют хороших сценариев и мастерства актеров. Компенсировать возможные недостатки за счет красивой картинки возможно только в исторических костюмных кинофильмах.

Основные поджанры драмы

В отличие от героев возвышенных трагедий, персонажи драм гораздо ближе к народу, их сюжеты основаны на описании бытовых условий и вполне допускают мирное разрешение конфликтных ситуаций, хотя за это обязательно приходится заплатить высокую цену. В кинематографе устойчивыми поджанрами драмы являются:

  • психологическая драма, посвященная столкновению разных характеров или описывающая внутренний конфликт героя;
  • социальная драма, описывающая конфликт, который вызван социальными условиями и несправедливостью общественной жизни;
  • военная/историческая драма, базирующаяся на реальных событиях либо происходящая на фоне определенного исторического периода;
  • криминальная драма, описывающая конфликт героев, связанных с миром преступности;
  • мелодрама, описывающая любовные переживания или семейные взаимоотношения.

Развитие жанра в России

В 1920-х годах в СССР кинематограф был поставлен на службу идеологии, и мелодрама с ее сентиментальными мотивами быстро заняла место «второсортного» жанра. Зато драма получила сильнейший стимул к развитию. После большевистского переворота в стране возник жанр социальной драмы об угнетенных представителях пролетариата. Вплоть до 1940-х годов главными героями советских фильмов были рабочие, революционеры и беспризорники.

В 1930-х годах начали сниматься производственные драмы, герои которых жертвовали собой ради перевыполнения плана на советских предприятиях. К 1960-м годам их персонажи переместились с заводов в лаборатории, в которых занимались наукой.

После 1940-х годов важную роль стали играть военные драмы, посвященные Великой Отечественной войне. Позднее их дополнили фильмы на тему Афганистана, Чечни и прочих военных конфликтов.

В течение всего советского периода мелодрамы, хотя и осуждались властями, продолжали активно сниматься с определенными хитростями. При Сталине практически все романтические персонажи были действующими лицами драм, комедий и экранизаций. В дальнейшем лирические персонажи получили больше свободы. К 1970-м годам появилась мелодрама в чистом виде, что было обусловлено изменением всего советского кинематографа благодаря ослаблению идеологического давления.

В 1980-90-х годах возник новый поджанр – криминальная драма, в котором главные персонажи были связаны с преступностью. Наряду с социальной драмой она стала неотъемлемой составляющей перестроечного и постперестроечного кинематографа.

На сегодняшний день особенно востребованы режиссеры, которые снимают «новую русскую драму». Созданные ими фильмы не раз получали первые места на международных кинофестивалях.