Top.Mail.Ru
13,98₽
106,05₽
101,30₽

Круглогодичная навигация на Дону обойдётся Ростовской области в 100 млрд рублей

Без Багаевского гидроузла продлить её сроки не получится

Грузовое судно проходит по Дону возле Ростова. Фото Фото: RedJak/Водный транспорт.
Грузовое судно проходит по Дону возле Ростова. Фото Фото: RedJak/Водный транспорт.

В Ростовской области в ближайшие годы планируется увеличить срок навигации по Дону, рассказал на заседании Морского совета при правительстве региона глава ФБУ «Азово-Донская бассейновая администрация» Сергей Гайдаев. Пока она длится 8 месяцев (с 1 апреля по 1 декабря). В перспективе можно было бы перейти на круглогодичную навигацию, однако это будет стоить колоссальных денег.

По словам Гайдаева, главное условие любой навигации — вода, а точнее, наличие судоходных глубин. Для этого на Дону производятся судоходные попуски из Цимлянского водохранилища. Однако у него самого есть проблемы с наполняемостью, притом что увеличение срока навигации потребует дополнительных затрат воды. Решить эту проблему может только Багаевский гидроузел, который уже строится и должен быть запущен в эксплуатацию в 2025 году.

— У нас в планах сначала перейти на 9-месячную навигацию, — говорит Гайдаев. — Всё зависит от погоды, но климат у нас, как известно, меняется. Так что если погода будет позволять освобождать реку ото льда в начале марта и будет понимание, что больше она не замёрзнет, то навигацию будем начинать на месяц раньше.

На втором этапе — до 2025 года — в «Азово-Донской бассейновой администрации» планируют ввести 11-месячную навигацию на Дону в пределах Ростовской области.

К давней мечте о круглогодичной навигации Гайдаев относится скептически. Во-первых, гидротехнические сооружения (гидроузлы, шлюзы, плотины и так далее) требуют регулярного ремонта и обслуживания, хотя бы месяц в году для этого нужен. Суда в это время проходить не смогут.

Кроме того, потребуется масштабная реконструкция ряда гидротехнических сооружений, так как многие из них изначально строились с тем расчётом, что ледовую нагрузку им выдерживать не придётся. Наконец, говорит Гайдаев, для круглогодичной навигации на Дону нужно как минимум 4 новых ледокола с малой осадкой, а также сопутствующий технический флот.

— Была заказана научно-исследовательская работа. Её выполнял наш институт, Макаровка {Государственный университет морского и речного флота имени адмирала С. О. Макарова в Санкт-Петербурге. — Dоnnews.ru}. По приблизительным расчётам на всё про всё нужно 100 млрд рублей, — пояснил Гайдаев.

Напомним, что ранее на федеральном уровне была утверждена программа реабилитации Дона и Цимлянского водохранилища. Её финансирование составляет как раз около 100 млрд рублей, однако к увеличению срока навигации она отношения не имеет.