Top.Mail.Ru
13,88₽
105,98₽
100,50₽

Набережной Ростова могут придать статус «морской»

Рассказываем, почему это не лучшая идея

Набережная. Фото Дениса Демкова
Набережная. Фото Дениса Демкова

Набережной Ростова вслед за городским портом могут придать статус «морской». Сделать это, по информации СМИ, рекомендует транспортная прокуратура Ростовской области. При этом город от этого ничего не выиграет, а вот проблем может получить очень много. В первую очередь пострадает бизнес, однако затронуть это может и простых граждан.

Откуда вообще взялась идея?

В 2009 году порты Азов и Ростов, которые в то время были устьевыми, распоряжением правительства России стали морскими. Сделано это было для того, чтобы в них могли заходить суда под иностранными флагами, тем самым повысив их статус в интересах и по просьбам ростовских грузовых компаний.

Однако дело даже не в портах, а в участке Дона от Аксая до начала Азово-Донского морского судоходного канала, который вдруг официально тоже стал морем, не переставая при этом быть рекой по сути. Но с тех пор, чтобы проводить на этом участке дноуглубление или какую-либо реконструкцию судоходного канала, положено руководствоваться уже морскими, а не речными нормативами. А морские — в два раза жёстче. Основная проблема — в необходимости прохождения экологической экспертизы. Итог один — работы по содержанию этого участка Дона не велись очень много лет.

Региональные власти, судовладельцы и портовики соглашаются, что этот вопрос надо решать. Однако для этого нужны решения на федеральном уровне.

Теперь же прокуратура, судя по всему, решила, что речной набережной у «моря» быть не может.

Почему «морская» набережная — это плохо?

Как рассказала dоnnews.ru адвокат, заместитель руководителя Бюро по защите прав предпринимателей и инвесторов Ростовского областного отделения «ОПОРЫ России» Ольга Ковалёва, придание набережной Ростова «портового» статуса в первую очередь ударит по малому и среднему бизнесу.

— Если это произойдёт, то финансовая нагрузка на бизнес, работающий на набережной, существенно возрастёт. Требования к различным находящимся здесь объектам — плавучим и береговым кафе, причалам и т. д. — станут существенно строже. Это повлечёт за собой необходимость получать паспорта безопасности, переобучать сотрудников, получать различные разрешения и согласования, проходить освидетельствование, готовить новую техническую документацию на свои объекты и так далее. Всё это стоит серьёзных денег и усилий, — говорит она.

По словам Ковалёвой, при принятии столь радикальных решений важно прислушиваться к бизнес-сообществу.

— Сейчас всё же, наверное, не то время, чтобы возлагать на предпринимателей дополнительные затраты по оформлению документации и содержанию по сути бесполезных кадров, — считает юрист.

«Морской» статус набережной ставит под вопрос качество её благоустройства

Риски для обычных ростовчан от придания городской набережной портового статуса не так очевидны. Однако они определённо есть. Сейчас набережная — одно из немногих мест в Ростове, благоустройство которого не вызывает вопросов у горожан. Во многом это связано как раз с тем, что соответствующие финансовые затраты несёт бизнес, а не бюджет. Участок набережной от Сиверса до Ворошиловского моста, напомним, находится в концессии, то есть им управляет частный инвестор. В итоге на этом участке всегда чисто, газоны ухожены, фонтаны исправны. Инвестор установил за свои деньги различные арт-объекты, которые быстро полюбились ростовчанам. Окупается это всё за счёт сдачи в аренду мест для предприятий общепита. Расположенные здесь рестораны и кафе, в том числе плавучие, всегда заполнены — людям нравится отдыхать у воды.

Если же статус набережной изменится, то вполне может оказаться так, что арендаторы начнут отсюда уходить, решив, что необходимые дополнительные затраты перекрывают возможную прибыль. Это напрямую может сказаться на качестве содержания одного из самых знаковых мест Ростова.

Так или иначе, под вопросом, скорее всего, окажется и проект правительства Ростовской области по возрождению в регионе речных пассажирских перевозок. Как минимум он станет дороже из-за новых требований к причальной инфраструктуре. При этом Ростовская область, как известно, уже закупила два судна «Валдай» и на прошедшем недавно форуме «Транспорт России — 2023» договорилась о покупке ещё 6 судов на подводных крыльях. Уже объявлено, что эти перевозки будут дотироваться из регионального бюджета. Если статус набережной изменится, насколько ещё вырастут эти дотации?

Не стоит также забывать и о таких грандиозных для города проектах, как продление набережной, строительство новой дороги на Береговой и благоустройство Театрального спуска со строительством канатной дороги на левый берег Дона. Проектную документацию точно придётся хотя бы частично переделывать, что означает не только дополнительные затраты бюджета, но и задержку реализации.

Что делать?

Как писал dоnnews.ru, ещё в 2019 году в Госдуме был подготовлен законопроект, который предполагал возвращение порту Ростова речного статуса. Однако правительство отправило его на доработку. В феврале 2023 года появился второй вариант документа. Без замечаний законопроект согласовали только Минфин, Минобороны и Росморречфлот. Минэкономразвития, Росрыболовство и корпорация «Росатом» предложили внести ещё ряд некритичных изменений. А вот Минприроды и Росприроднадзор, рассказывал депутат Госдумы от Ростовской области Виктор Дерябкин, проект не поддержали «фактически без внятного объяснения причин».

В итоге документ завис в кулуарах власти на неопределённое время. Хотя если бы региональная законодательная и исполнительная власть смогла на федеральном уровне дожать его принятие, то и вопрос с морским статусом набережной Ростова теперь бы не возник.

С другой стороны, возможно, рекомендация транспортной прокуратуры заставит власти Ростовской области вспомнить о существовании проблемы и вернуться к ней.