После ухода популярных европейских брендов встал вопрос о том, где будут одеваться россияне. В Минпромторге России поспешили успокоить: товары из западных стран составляли лишь третью часть российского рынка одежды.
По данным Fashion Consulting Group, более половины товаров лёгкой промышленности импортируется в Россию из Китая; далее с огромным отрывом следуют Италия (7%), Турция (7%), Бангладеш (6%), Беларусь (6%) и Вьетнам (6%). Так, в 2021 году локальные российские производители обеспечивали около четверти рынка.
По мнению владелицы модного дома, ростовского дизайнера и модельера Елены Грималовской, приостановка работы крупных международных брендов открывает возможности для российских производителей одежды. О том, чего действительно стоит опасаться и готовы ли российские дизайнеры и предприятия к импортозамещению Елена Грималовская рассказала donnews.ru.
Елена Грималовская — предприниматель со стажем работы 22 года, занимающаяся пошивом вечерней и классической одежды, подготовкой кадров для лёгкой промышленности. Также является лауреатом премии Пьера Кардена BEST DESIGNER 2015 во Франции и призёром ALTA-MODA PODIUM в Италии.
80% ткани — из Китая
— Доля европейских тканей составляет порядка 20%, остальные же материалы поставляет Китай. Китайские друзья и партнёры научились повторять фактуру европейских тканей, они следят за модными тенденциями.
Европейские ткани в основном используются для выполнения заказов VIP-клиентов. А для массового бюджетного производства, к примеру летних сарафанов, мы используем китайские материалы, которые ни в чём не уступают по качеству. К слову, в последнее время на рынке большинство итальянских, французских и испанских тканей выполнены на китайской основе либо даже произведены в Китае.
Собственного производства ткани нет
— В нашей стране пока только налаживается производство тканей. Эта ниша лёгкой промышленности к импортозамещению не готова. В России производят в основном ткань для спецодежды. Есть несколько предприятий, выпускающих ткани из хлопка, льна и шерсти, но их объёмы небольшие.
Ещё несколько лет назад нужно было задуматься о создании замкнутого цикла производства. Лёгкая промышленность — это стратегическое направление для развития любой страны, и это одна из самых быстро адаптирующихся сфер.
Рост цен на одежду неминуем
— Покупателям стоит готовиться к повышению цен на одежду, так как её стоимость напрямую связана с ценой на ткани. Материал, как известно, в том же Китае закупают за доллары. Как следствие, финальное изделие для потребителя подорожает.
На ростовских складах достаточно запаса ткани, но их собственники заняли «выжидательную позицию и замерли», не понимая, до какого уровня поднимать цены.
Нехватка кадров и теневой рынок самозанятых
— В Ростовской области более 2000 свободных рабочих мест для швей на фабриках — как на крупных, так и на мелких производствах. Все эти места оборудованы, но желающих занять их нет. И если с поставками ткани или её производством со временем всё же разберутся, то кадровый вопрос так быстро решить не получится.
Многие швеи ушли с фабрик и перешли в статус замозанятых, работают дома, и непонятно какой объём работы они выполняют и невозможно отследить их реальный заработок, так как в налоговую они отправляют удобные для них сведения. Большинство самозанятых отказываются заключать договора на отшив одежды. Они хотят быть сами себе хозяевами, не понимая, что ты один в поле не воин, нужно коллективное плечо — один делает дизайн, второй — конструирует, третий — шьёт. Такая цепочка была в советских домах мод. Ко всему прочему, швеи, работающие на дому, теряют квалификацию!
После блокировки соцсетей, которые были торговыми площадками для самозанятых, работы на дому у швей будет становиться всё меньше и меньше.
Решать кадровый дефицит нужно с уроков труда в школах
— Закладывать навыки будущей профессии нужно ещё в школе. Для этого просто необходимо вернуть в учебные заведения уроки труда, где девочки, как в советское время, будут учиться шить фартуки и самые простые юбки.
Далее, нужно пересмотреть программу для швей в средних учебных заведениях, сократив её с четырёх до двух лет. Тогда профучилища будут выпускать больше специалистов для лёгкой промышленности.
Около двух лет назад в инновационном центре индустрии моды ДГТУ открылась программа ускоренного обучения швейному делу. По окончании выпускники не только приобретают навыки шитья, но могут и конструировать одежду. Есть возможность бесплатного обучения.
Ростовские швеи работают на Москву
— Сосчитать мелкие швейные производства в Ростовской области практически нереально — это огромный штат людей, большинство из которых работают в тени на Москву.
У нас в регионе производят не только спецодежду. Наши мастерицы шьют сложнейшее нижнее бельё и купальники, стильные деловые костюмы, пальто и вечерние платья. Большая часть одежды уходит из ростовских цехов в Москву. Я знаю, что швеи не справляются с объёмами, при этом они получают более чем достойную зарплату.
Проблема с оборудованием
— Российские фабрики закупают в Европе и в Китае не только ткани, то и швейное оборудование. И если на китайские машинки и оверлоки ещё можно достать какие-то детали, то на европейское оборудование проблемно.
Вместе с развитием производства ткани необходимо налаживать производство швейного оборудования.
Проблема с реализацией одежды ростовских производителей
— Ещё одна проблема, с которой после блокировки соцсетей столкнулись местные производители одежды, — рынок сбыта. Если раньше в своих аккаунтах швеи не только рекламировали и довольно неплохо продавали, то сейчас таргет работает не в пользу производителей.
Было бы неплохо, если б небольшие производства выставили свою одежду в торговых центрах, которые покинули популярные европейские бренды. Но, к сожалению, размер аренды практически неподъёмный для них.
Я уверена, что ростовские производители готовы заполнить товарами все освободившиеся площади, но не готовы платить высокую аренду. Этот вопрос необходимо решать на уровне администрации города и правительства области. Если этого не сделать, то скоро вновь придётся возвращаться в прошлое — на рынки.
Поделиться: