2023 год в Ростовской области отметился рекордным ростом сферы общественного питания. По данным Ростовстата, начиная с февраля ежемесячный прирост к уровню 2022 года составлял порядка 70%. При этом однозначных объяснений этому нет. Одни эксперты говорят о возросшей популярности фастфуда, другие указывают на то, что люди просто начали заедать стресс, а третьи вообще сомневаются в том, что эти цифры имеют под собой какое-то реальное обоснование.
Оборот крупных и средних заведений общепита вырос в 3,2 раза
Согласно данным Ростовстата, резкий рост оборота общественного питания в Ростовской области начался ещё в январе 2023 года. Тогда показатели были на 60% выше, чем годом ранее. Дальше он шёл по нарастающей, достигнув пика в мае. Тогда по итогам пяти месяцев увеличение составляло свыше 77%. Затем пошло небольшое снижение и по итогам января-июля рост общепита составил уже 68,6%. Что всё равно очень много.
Общий оборот отрасли в Ростовской области за 7 месяцев составил 48,3 млрд рублей. 28,8 млрд пришлось на крупные и средние предприятия (рост в 3,2 раза к 2022 году), остальные 19,5 млрд рублей — это субъекты малого предпринимательства (снижение к уровню 2022 года на 1,2%).
В правительстве Ростовский области аномальный рост показателей общепита фиксируют, но по каким-то причинам не спешат его объяснять и хвастаться. Ростовстат достаточно скупо поясняет, что «кроме активно функционирующих сетей быстрого питания также стоит отметить растущую динамику оборота общепита столовых при различных учреждениях».
На смену итальянским и азиатским ресторанам пришёл фастфуд
Общепит растёт не только в Ростовской области, это общероссийский тренд. Хотя, конечно, у региона темпы заметно выше. Низкая база 2022 года очевидна, и эксперты её учитывают, но считают далеко не основной причиной роста общепита.
По информации исследовательского холдинга «Ромир», основной клиентский бум наблюдается в заведениях фастфуда. Так, доля россиян, посещающих «Вкусно — и точка», Burger King и KFC с Rostic’s, оказалась максимальной за последние несколько лет и достигла 45%.
По словам директора по работе с клиентами «Ромир» Маргариты Абрамкиной, сфера быстрого питания полюбилась россиянам, успешно преодолела пандемию и «турбулентность 2022 года».
«Наблюдается устойчивый рост популярности сетей, которые, пройдя через сложную перестройку бизнес-процессов или даже полного ребрендинга, уверенно развиваются и масштабируются», — говорит она.
Ещё одна причина для роста, на которую указывают эксперты, — это рост внутреннего туризма. Ростовской области это касается напрямую, так как регион является транзитным для всех, кто едет на Чёрное море. Не стоит забывать и про возросший трафик в новые регионы и Крым из-за атак на Керченский мост. Речь идёт не только об отдыхающих, но и тысячах фур, которые везут грузы в ДНР, Запорожье, Крым и Херсонскую область. При этом некоторым из них приходится ещё и стоять по нескольку дней в пробках на въезде в ДНР. И уж если из-за возросшего трафика на заправках Ростовской области отмечали перебои с бензином, то в различных придорожных столовых почти наверняка был бум посетителей.
Кроме того, как рассказал «Независимой газете» региональный директор системы автоматизации Absolut POS в России и Беларуси Алексей Смирнов, у жителей крупных городов России в принципе изменились гастрономические привычки.
«Ещё пять лет назад наибольшей популярностью пользовались рестораны итальянской кухни, а сегодня их вытеснили разнообразные концепции современного фастфуда, азиатской кухни и возможность заказать любимые домашние блюда — борщ или котлеты — даже в самом модном заведении», — рассказал он.
На расцвет доставки еды указывают и другие эксперты. Эту услугу жители городов «распробовали» из-за пандемии, однако, в отличие от других примет того времени, она не просто не ушла в прошлое (пусть, может, и на время), а, наоборот, продолжает набирать популярность. Вряд ли кто-то будет спорить, что количество курьеров быстрой доставки еды на улицах как минимум не снижается.
Ростовские рестораны рост обошёл стороной
В беседе с dоnnews.ru известный ростовский ресторатор Максим Коган к показателям роста общепита отнёсся со скепсисом. 70-процентный рост он считает фантасмагорией, которую можно объяснить много чем, но только не реальным наплывом клиентов в ресторанах.
— В Ростове никакого роста мы не видим. В городе 3-4 ресторана заполнены, а остальные стоят полупустые. За последние 8 лет этот летний сезон был, наверное, самым низким, — говорит он.
Причину этого он видит в падении зарплат и вообще снижении уровня жизни людей.
— Кто сейчас развивается? «Кекс» открывает заведения, но этот рост лишь количественный. «Пить кофе» открыли первое за 10 лет новое заведение на Пушкинской. У «Хороших ресторанов» последнее заведение открывалось 6 лет назад, у «Правого берега» также. А сколько за это время закрылось условных «Рисов», «Ассорти» и так далее? — говорит Коган.
По его словам, не так давно он занимался продажей одного ростовского ресторана. И выходил с предложением на всех рестораторов города, в том числе молодых.
— Но никто не развивается. Говорят, что нам лишь бы сохранить то, что есть. Некоторые даже отделы развития сократили, — рассказал Максим Коган.
Люди заедают и запивают стресс
Самое необычное объяснение принадлежит профессору МГУ, экономическому географу Наталье Зубаревич. В нескольких своих последних интервью она указывала на рекордный рост показателей общепита, в том числе в южных регионах России. И признавала, что какое-то время сама не понимала, откуда он взялся.
«Я долго репу чесала: “Ну подумай, ну почему?” И до жирафа дошло. Это массовый потребительский эскапизм», — говорит она.
По словам Зубаревич, проверила она это с помощью своих выступлений перед «бюрократами».
«Я просто их спрашивала: “Когда не можешь поехать за границу, когда не можешь купить машину, когда на рынке жилья был 20-процентный рост цен, когда шмотьё, к которому ты привык, исчезло, что ты будешь делать?” Вкусно поесть и хорошо выпить. И сделать вид, что ничего не изменилось. Народ смеётся и кивает головой», — рассказывала профессор МГУ.
Если же брать отдельно Ростовскую область (а также Крым), то Зубаревич, помимо желания «заесть и запить стресс» указывает и на другой, также связанный со специальной военной операцией (СВО) фактор. По её словам, в эти регионы просто «приехало много мужчин с хорошим аппетитом».
Материал подготовлен при поддержке ООО «МЭЗ ЮГ Руси»
Поделиться: