Top.Mail.Ru
13,98₽
106,05₽
101,30₽

Параллельный импорт автомобилей есть де-юре, по факту — нет

Ярослав В., владелец компании «КультАвто»
Ярослав В., владелец компании «КультАвто»

Купить новый автомобиль, произведённый в США или Европе, в Ростове сейчас практически невозможно. По крайней мере, в официальных автосалонах. В этих условиях набирает обороты бизнес по доставке любого автомобиля из-за границы на заказ. Одна из таких компаний — ростовская «КультАвто», о которой dоnnews.ru уже писал и которую фактически рекламировали городские чиновники. При этом, как выясняется, при доставке на заказ автомобиль обходится человеку ещё и сильно дешевле, чем при покупке в официальном автосалоне.

Чтобы разобраться, почему этот бизнес сейчас на подъёме, а салоны крупных автодилеров пустуют, и работает ли утверждённая правительством схема параллельного импорта, dоnnews.ru на условиях анонимности (из-за опасения попасть под вторичные санкции) поговорил с владельцем «КультАвто» Ярославом В.

— Ярослав, с чего начиналась история «КультАвто»?

— Наш коллектив работал в разных дилерских центрах — Toyota, Mercedes и так далее. И за годы работы познакомились практически со всеми руководителями всех дилерских центров в разных городах и регионах страны. Когда начался дефицит автомобилей, мы занимались тем, что находили лучшие ценовые предложения по разным брендам по всей стране. То есть к нам обращались люди с запросом, и мы внутри страны находили для них лучшее предложение. Дальше направляли их в конкретный дилерский центр и оттуда доставляли.

Этим мы занимались года полтора. Но после февраля решили наладить поставки автомобилей из-за границы — Кореи, ОАЭ, Германии, Америки и так далее.

— Человек обращается к вам с запросом на конкретную модель, и вы её доставляете?

— Да, человек высказывает нам свои пожелания, мы прикидываем, из какой страны лучше всего этот автомобиль импортировать, и дальше проводим всю цепочку по логистике, оформлению и получению документов.

— Это новые автомобили или с пробегом?

— И те, и другие. Если надо авто с пробегом, то чаще всего привозим их из Германии или Кореи, потому что там они практически всегда в хорошем состоянии. Но в любом случае проверяем техническое состояние.

Очень много получаем заказов и на новые автомобили. Получается, что из одних стран целесообразно везти авто с пробегом, из других — новые. В зависимости от этого будут разные логистические цепочки. Что-то заезжает через Беларусь, что-то через Казахстан, что-то через Кыргызстан и так далее.

Схема параллельного импорта не реализована вообще никак

— Вы работаете по схеме параллельного импорта?

— Схема параллельного импорта в нашей сфере не реализована вообще никак. Она есть де-юре, но по факту её нет.

Что такое параллельный импорт? Это когда вы можете что-то привезти без разрешения правообладателя. Если бы работала эта схема, мы могли бы завести в Россию напрямую любой новый автомобиль. Но почему все автосалоны встали на паузу? Во-первых, потому что у них есть сложности с оплатой, они никуда не могут деньги перевести. Но главная проблема в том, что для получения ПТС в России на юрлицо надо обладать сертификатом ОТТС — одобрение типа транспортного средства. Он даётся с разрешения изначального правообладателя, например Mercedes.

Эти ОТТС были у дилеров в пользовании, но сейчас воспользоваться ими по многим позициям нереально. Потому что ты не можешь запросить ОТТС у Mercedes и получить его со словами: «На, держи, пользуйся, завози машины». По некоторым немногочисленным брендам и моделям ещё получается находить ОТТС и завозить автомобили на юрлицо. Но по большинству позиций они недоступны.

Из Германии, США или Кореи тебе в Россию машину не отправят. Поэтому приходится всё делать через третьи страны, завозить в Россию и уже здесь получать электронную ПТС на физлицо. Когда физлицо проходит таможню или оформляет машину на себя, ОТТС не требуется. Этот сертификат распространяется на модель в целом. Например, бренд Mercedes для своего Е-класса сертифицировал весь модельный ряд и получил этот сертификат. А физлицо может сделать индивидуальную экспертизу своего авто, так называемый СБКТС — сертификат безопасности, который выдаётся конкретному человеку на конкретный автомобиль. Для такой истории не нужно никакого одобрения правообладателя или кого-либо ещё. Поэтому мы работает на заказ по привозу автомобилей для физлиц.

— То есть крупные автодилеры в тупике?

В полнейшем, они просто не могут получить электронную ПТС на автомобили. Мы пытались все эти решения лоббировать. И законодательно этот барьер устранили. Но опять же, ни одна лаборатория, которая выдаёт электронные ПТС, не может сделать электронный ПТС без ОТТС. То есть вроде как можно, но на деле не получается.

С физлицами таких вопросов, к счастью, нет. Хотя сложностей с каждым днём всё больше. Наша таможня, например, потихоньку препятствует ввозу автомобилей из Казахстана. Этому, правда, есть объективные причины, потому что из Казахстана многие возят машины неправильно растаможенные, с неоплаченной пошлиной и так далее. Многие на этом этапе сталкивались с проблемами. Какой-нибудь человек на энтузиазме, не вникнув в вопрос, едет в Казахстан или Армению, покупает там машину дешевле, привозит её в Россию и не может получить электронную ПТС, потому что растаможивали машину по тарифам для внутреннего пользования в другой стране, а не по тарифам Единого таможенного союза.

Завозить машины всегда было дешевле, чем покупать у дилеров

— Как вся эта схема сказывается на итоговой стоимости автомобиля? Если сравнивать, например, с тем, что было в автосалонах в марте-апреле?

— Я бы сказал, что завозить автомобили всегда было дешевле, чем покупать у дилеров. Даже до санкций при адекватном курсе доллара завоз автомобиля для физлица был всегда дешевле.

— Это потому что у вас наценка ниже?

— В том числе. Просто раньше это не было актуально. Та же Toyota: завод располагался внутри страны, и дилеры могли давать вполне неплохие цены. Но дилер — это же юрлицо, которое должно кормить большой аппарат сотрудников. Плюс работа в формате ООО — это большие потери по налогам и в целом большие расходы на свою деятельность. Всё это выражается в наценке на автомобиль. Опять же, наши дилеры уже давно из-за кризиса и дефицита не продают автомобили по рекомендованным розничным ценам.

Кроме того, физлицо когда привозит себе авто, платит утилизационный сбор в 3400 рублей. А любое юрлицо — 300 тысяч. Плюс НДС и всё прочее. Технически всё так устроено, что привезти автомобиль юрлицу было бы гораздо дороже, даже если бы они могли в принципе что-то привозить.

Отмечу, что в России закончились новые автомобили с НДС, так как НДС образуется только тогда, когда машина завозится в страну и растаможивается на юрлицо. Но юрлица теперь ничего не завозят. Машин с НДС нет. Любая же компания хочет купить машину с НДС. В итоге покупают только физлица. И вот тут уже появляемся мы — те, кто может им всё это сделать по оптимальной стоимости.

Ну и что ещё очень важно: при прохождении таможни в России пошлина нового автомобиля составляет 48% от цены машины. Если машину везём через Казахстан, то пошлина составляет 30-33%. То есть, банально в самой пошлине разница в 15% уже заложена.

Российские владельцы иномарок остались без официальной гарантии производителя

— Вы предоставляете какую-то гарантию на машины или последующее обслуживание?

— У нас есть дополнительная услуга по приобретению гарантии на авто. Сейчас в принципе гарантия на какой-то новый автомобиль пропала, её нет. Вы можете разве что застраховать себя от крупных поломок двигателя, коробки передач, чего-то крупного по ходовой части. Мы можем оформить такой полис, у нас есть соглашения с рядом страховых компаний. А если у вас стеклоподъёмник, к примеру, сломался, то его в России в принципе больше никто не починит.

— Запчастями вы вообще не занимаетесь?

— Нет, но если у кого-то из клиентов возникает коллапс, мы, конечно, решим проблему и привезём запчасть тем же путём, что везём машину. Это не проблема. Но в принципе это не наш вид деятельности.

— Сколько машин в месяц вы примерно завозите и растёт ли это число?

— Цифры растут, но называть какие-то объёмы я бы не хотел.

— Хорошо, а у вас есть какие-то ограничения по возможностям доставки? Например, сможете вы по заказу привезти сразу 100 или тысячу автомобилей?

— Ограничения есть, но они заключаются в том, что нужно это количество автомобилей где-то найти в одном месте. Сегодня это практически невозможно. Мы находим штучные варианты.

Есть ряд брендов, у которых мы можем заказать много машин. Это будет несколько дольше, но тем не менее можем и сто, и двести привезти.

— Это что за бренды?

— В основном Mitsubishi. С официальными дилерами есть прямой контакт в ОАЭ, и по предварительному заказу можем привезти хоть тысячу автомобилей. Но опять же, сначала нужно сделать заказ и дождаться, пока его привезут.

Но в любом случае всё это вряд ли возможно в реальности. Потому что как это будет происходить? В России физлицо придёт в банк и скажет: «У меня 10 млн долларов на счёте, я хочу перевести их за границу»? Его просто разорвут наши налоговые органы и все прочие, ибо будет сразу понятно, что это не частный заказ, а коммерческая деятельность.

Если ко мне придёт сто человек разных и все они попросят одну и ту же машину, всё равно какую, мы им соберём заказ, просто это будут более долгие сроки. Но один человек за такое количество технически не сможет заплатить.

Россияне стали больше интересоваться американскими брендами

— Какие самые дорогие заказы можете назвать?

— Заказывали Maybach S600, который в 21,5 млн выходит. На первом этапе работы возили много Range Rover в новом кузове по 25 млн. Однажды привезли Ferrari — гибридный электрокар стоимостью порядка 30 млн рублей.

— А что чаще всего заказывают?

— Большую немецкую тройку: Mercedes, Audi, BMW. Опять же Mitsubishi, Toyota, Lexus.

В принципе, отсутствие гарантии даёт людям возможность посмотреть на рынок шире. Например, человек хотел большой внедорожник. Он смотрит в Ростове, что ему будет самое дешёвое по обслуживанию и содержанию, есть ли гарантия и сервис. И все выбирали между BMWx7, Land Cruiser, Lexus LX, Mercedes GLS. Сейчас же люди смотрят и на американские бренды. У нас есть заказы (и их всё больше) на бренд GMC, на Chevrolet Tahoe, Cadillac Escalade. То есть на модели, которые не были широко представлены на рынке из-за проблем с обслуживанием. Сейчас проблематично обслуживание любого автомобиля.

Расцвет бизнеса привёл к появлению большого числа мошенников

— Сейчас многие предлагают привезти машину из-за границы, этот бизнес расцвёл. Однако очень много и сообщений о том, что покупатели столкнулись с мошенниками и остались и без машины, и без денег. Можно как-то определить обманщиков заранее, чтобы не пострадать от их действий?

— Если представить себя обывателем, то мне было бы сложно как-то отличить. Но в принципе человек должен быть в теме, чтобы не стать жертвой обмана. Потому что очень много фантазёров, которые изначально клюют на фейковые объявления. Мы почти каждый день получаем запросы: вот, я такую машину видел за миллион, и я её хочу, привезите. Мы считаем и говорим, что это не стоит столько. Миллион будет только покупка авто за границей, а ещё плюс логистика, пошлина, доставка. К сожалению, люди хотят верить в чудо и хотят быть обманутыми.

И, кстати, объявления на бесплатных сервисах очень сильно вводят в заблуждения. Там неимоверное количество фейковых предложений, в которых указаны цены, не имеющие ничего общего с реальным положением дел. И у людей складывается неверное представление. Они видят цену, но не звонят и не спрашивают, а есть ли такая машина в наличии.

Многие же такие «продавцы» даже договоры не предлагают заключать. У нас хотя бы банально есть офис, есть договор, который мы составляем, есть ИП, которое действует уже пять лет. Так что прежде чем кому-то отдавать деньги, надо хотя бы какое-то время потратить и найти информацию в интернете про людей, которым вы хотите отдать деньги.

А так главная реклама, конечно, — это сарафанное радио плюс публичное ведение соцсетей, в которых мы демонстрируем свою работу.

— Что прописывается в вашем договоре?

— Оплата наших услуг. Ставка разная, она зависит от стоимости автомобиля. Но в среднем это 2-3 тысячи долларов (или эквивалент) к себестоимости авто. За автомобиль человек, конечно, платит заранее, но свою комиссию мы получаем только после получения авто.

Перед договором человек определяется с тем, что он хочет, мы делаем предварительный расчёт стоимости. Когда уже находим машину, то берём инвойс у продавца, по нему человек из России переводит деньги. Мы забираем авто, доставляем, проходим таможню, получаем электронный ПТС и так далее.

— Вы указываете сроки, в которые обязаны доставить машину?

— Сроки сейчас вообще, к сожалению, вещь абстрактная. Они варьируются от полутора до трёх месяцев. Мы, страхуясь, в договоре ставим всегда 120 дней, но факту привозим за 1,5-2,5 месяца.

Сроки зависят от факторов, на которые невозможно повлиять. Например, большие очереди у транспортных компаний, которые занимаются перевозками. Огромные очереди в портах. Машина может простоять три дня, ожидая отгрузки, а может две недели. В случае с Кореей и Владивостоком есть ещё и природные катаклизмы. Как только какое-то штормовое предупреждение — всё встаёт.

Весь этот ажиотаж связан с тем, что очень много наших предприимчивых сограждан решили сэкономить или заработать, привезя авто из-за границы. Уйма таких. Но при этом 99% из них пытается всё провернуть на голом энтузиазме, не понимая ничего — как проверить машину, как её оформить, как провезти. В итоге они и образуют эти очереди.

Комментарии для сайта Cackle