Несколько лет назад в Ростовской области, как и в целом по России, была запущена «мусорная реформа». Её задачами провозглашалось улучшение экологической ситуации, ликвидация свалок (законных и незаконных), внедрение раздельного сбора мусора, как в цивилизованных странах, переработка отходов и так далее. В реальности же пока никаких особых изменений граждане не заметили. За исключением разве что появления полноценного тарифа на вывоз мусора, который ещё и периодически растёт. Рассказываем, на каком этапе в Ростовской области находится «мусорная реформа», что уже сделано, а что ещё даже не начинали.
Больше половины МЭОКов строить даже не начинали
Как рассказали в министерстве ЖКХ Ростовской области, в 2021 году в регионе были введены в эксплуатацию три межмуниципальных экологических отходоперерабатывающих комплекса (МЭОК). Напомним, что ради их появления всё и затевалось. Эти объекты должны обеспечить не только сбор и утилизацию, но и переработку отходов. Всего в Ростовской области изначально планировалось построить 8 МЭОКов.
В строй пока введены Волгодонский, Мясниковский и Неклиновский. Хотя и они не завершены. На первом есть автоматизированный мусоросортировочный комплекс, площадка биокомпостирования и полигон захоронения коммунальных отходов. То есть пока без переработки.
На Мясниковском МЭОКе (отвечает, в том числе, за ростовский мусор) завершено строительство трёх этапов. Сейчас там есть карты полигона, мобильная сортировка, хоззона, подъездная дорога и прочие объекты, не имеющие отношения к переработке.
По Неклиновскому МЭОКу завершено лишь два этапа. Это карта полигона, весовой и сортировочный комплексы. То есть опять же пока никакой переработки.
Однако эти три комплекса уже хотя бы строятся. По Красносулинскому МЭОКу пока есть только проектно-сметная документация, которая сейчас проходит госэкспертизу. Если всё пойдёт хорошо, то в первом квартале 2022 года будет получено положительное заключение.
По Морозовскому, Миллеровскому, Сальскому и Новочеркасскому МЭОКам всё и вовсе туманно. Как рассказали в министерстве ЖКХ, пока что лишь собраны данные для «моделирования перспективно инфраструктуры в области обращения с отходами». В частности, подсчитали мощности действующих полигонов, объём образующихся в регионе отходов и проанализировали «существующую логистику».
«На основании собранных данных будет определена потребность в объектах инфраструктуры и сформированы изменения в территориальную схему Ростовской области в части их размещения и сроков строительства», — рассказали в министерстве.
Иными словами, до начала строительства половины МЭОКов пройдёт вообще не понятно сколько времени. Если их вообще будут строить, так как мысли по поводу того, что без Сальского и Морозовского можно в принципе вообще обойтись в правительстве уже озвучивались.
Переработка и раздельный сбор
В Ростовской области действует программа «Комплексная программа обращения с твёрдыми коммунальными отходами». Ею предполагается, что по итогам 2024 года на захоронение будет отправляться 94% мусора, 6% — перерабатываться.
По информации министерства ЖКХ Ростовской области, в регионе уже по итогам 2021 года на захоронение отправлено 83,1% коммунальных отходов. То есть значительно меньше, чем записано в программе. К 2030 году перерабатываться должна половина всего образующегося в Ростовской области мусора.
Для переработки нужен раздельный сбор мусора, а с этим в регионе пока плохо. Соответствующих контейнеров в городах установлено не много. Как рассказали в министерстве, в 2021 году мусорные операторы купили и установили в регионе 2678 новых контейнеров, из них лишь 353 для раздельного сбора. И те предполагают разделение мусора всего на две фракции: ПЭТ-бутылки и картон.
«Для ускорения процесса внедрения раздельного накопления отходов параллельно с закупкой контейнеров проводятся мероприятия по переоборудыванию существующих площадок под требования раздельного накопления, а также нанесение на контейнеры специальной маркировки», — говорят в министерстве.
Тормозит процесс, по словам чиновников, то, что, в соответствии с действующим законодательством, при установлении тарифов для мусорных операторов на покупку контейнеров можно закладывать не более 1% от необходимой валовой выручки.
«Это не позволяет осуществить приобретение контейнеров в необходимых объёмах», — говорят в министерстве.
Другая проблема заключается в том, что даже собранный раздельно мусор вывозится машинами, которые не предназначены для этого. То есть люди, к примеру, выбрасывают ПЭТ-бутылки и пищевые отходы в разные контейнеры, однако забирает их одна машина, внутри которой всё равно всё смешивается.
Как заверяют в министерстве, в 2022 году регоператоры планируют увеличить количество мусоровозов, предназначенных для раздельной перевозки разных видов отходов. Сколько таких машин уже есть и сколько планируется купить — не уточняется.
Тарифы
Последний раз плата граждан за вывоз мусора менялась в середине 2021 года. Тогда начали действовать тарифы, утверждённые в конце 2020 года. Причём принимали их сразу не несколько лет вперёд.
Плата жителей Ростовской области за вывоз мусора складывается из двух составляющих: действующего тарифа на вывоз кубометра отходов и нормативов накопления. И последний в 2022 году будет пересчитан.
По информации министерства ЖКХ, соответствующая работа в своё время была проведена не совсем правильно. Сейчас её исправляют. Новые нормативы накопления планируется утвердить до 15 апреля 2022 года. Скорее всего, речь будет идти об их увеличении. Так что при том, что тариф на вывоз мусора меняться не будет, реальная плата граждан за эту услугу вырастет. Насколько именно, станет известно тогда, когда власти региона озвучат итоги пересчёта нормативов.
Поделиться: