В Ростовской области всё ещё собираются воплотить в жизнь два грандиозных проекта в сфере городского транспорта. В Таганроге занялись комплексной модернизацией существующей трамвайной сети, причём первая часть проекта уже готова. В Ростове и вовсе решили построить практически с нуля сеть современного внутригородского магистрального транспорта. Оба проекта планировалось реализовать на условиях государственно-частного партнёрства (концессии). Подрядчиком в обоих случаях могла выступить одна и та же компания «Синара — Городские транспортные решения». Нагрянувшие санкции, кажется, хоронят один проект и существенно усложняют другой. Однако надежда есть.
Скоростной трамвай в Ростове ещё могут построить
О том, что в Ростове из-за санкций передумали строить сеть скоростного трамвая, доложил вице-премьер Марат Хуснуллин президенту Владимиру Путину на заседании правительства РФ 23 марта. По словам вице-премьера, в текущих условиях 33 региона обратились в федеральное правительство с просьбой заменить проекты, на которые предполагалось выделить инфраструктурные бюджетные кредиты.
«Например, Ростовская область. У них был проект по строительству общественного транспорта, но сегодня трамваи из-за импортной составляющей не могут быть поставлены в эти сроки. Тогда они предлагают завершить обход Ростова, что тоже серьёзная антикризисная мера. Я прошу такие меры поддержать», — заявил Хуснуллин в своём докладе Путину.
Справка: Соглашение о сотрудничестве по модернизации трамвайной сети Ростова правительство Ростовской области подписало с компанией «Синара-ГТР» в ноябре 2021 года на деловом форуме «Транспортная неделя — 2021». Общую стоимость проекта оценивали в 51,18 млрд рублей. Предполагалось, что 35,6 млрд рублей из этой суммы будут средствами инвестора.
В январе 2022 в «Синаре-ГТР» сообщили, что приступили к разработке градостроительной документации (планировке проекта и межевания территории) для будущего размещения линий городского трамвая. Финальный документ с предложениями по модернизации трамвайной сети на площади более чем в 650 га должны были предоставить властям Ростова в течение года.
В «Синаре-ГТР» donnews.ru ответили, что компания ждёт окончательного решения властей по строительству сети скоростного трамвая в Ростове. «Если концессия всё же будет объявлена, то мы совершенно точно заинтересованы в участии», — заявили в компании, отметив, что предпроектные работы продолжаются.
Источник donnews.ru в правительстве региона говорит, что идея с ростовским трамваем пока не похоронена и есть надежда, что губернатору всё же удастся добиться от федерального правительства 15 млрд на проект. Более точная информация появится к середине апреля.
При этом пока даже представить сложно, во сколько в нынешних условиях обойдётся строительство сети скоростного трамвая в Ростове. Если сравнивать с таганрогским проектом, общая стоимость которого была в районе 11,8 млрд рублей, то он за месяц уже подорожал больше чем на треть. И это притом, что сейчас там идёт второй этап работ, первый завершён в 2021 году.
Как это всё ещё может быть
В Ростове новые линии скоростного трамвая должны соединить центр Ростова с Левенцовкой, Верхним Темерником, Суворовским, Вересаево, а также с территориями будущей комплексной застройки на левом берегу Дона и в районе старого аэропорта. Для этого нужно реконструировать 46 километров существующих трамвайных путей и построить 76,8 километра новых. Реконструировать пять тяговых подстанций и ещё 15 построить. Одно существующее депо отремонтировать и ещё одно построить с нуля. 95 трамвайных остановок реконструировать и 154 построить. Также в планах покупка 96 трёхсекционных современных трамваев. При этом средняя скорость движения трамвая должна вырасти более чем в два раза — с существующих 11,2 км/ч до 23 км/ч, а его провозная способность — более чем в 10 раз. В итоге из спальных районов города в центр можно было бы добраться за 25-35 минут вместо нынешних полутора часов.
Модернизацию трамвайной сети в Таганроге закончат вовремя
Таганрогскому проекту пока что не угрожает ничего кроме подорожания. И в правительстве Ростовской области, и в администрации города, и в «Синаре-ГТР» в один голос твердят, что работы завершат в срок — до конца 2022 года. Дополнительные 3,7 млрд рублей для завершения этого проекта губернатор Ростовской области Василий Голубев уже запросил у Федерации.
Тем временем в «Синаре-ГТР» заверили, что реализация проекта трамвайной концессии в Таганроге продолжается как в части строительных работ, так и в поставке подвижного состава. В апреле запланирован запуск второго городского маршрута, уже поставлены трамваи для работы на нём. Более того, при реализации проекта, уверяют в «Синаре», использовалась незначительная часть иностранных комплектующих, связанных в основном с автоматизацией, энергетическими блоками и IT-системами. Сейчас компания работает над заменой их отечественными аналогами.
В нынешнем удорожании проекта кроме прямой стоимости комплектующих существенную роль играет повышение ключевой ставки — часть средств для проекта брали у банка в кредит, сейчас его обслуживание подорожало. Это делает привлечение финансирования более дорогостоящим.
В Таганроге модернизировать должны были 45,5 км трамвайных путей, построить депо и 8 тяговых подстанций, закупить для города 60 современных трамваев.
Поделиться: