Top.Mail.Ru
14,40₽
108,67₽
104,31₽

С Суворовского до центра за 25 минут и за 140 млрд рублей: в Ростове приняли программу развития транспорта до 2035 года

Рассказываем, зачем она нужна и что в ней написано

Район пригородного жд вокзала в Ростов. Фото из паблика ВКонтакте Ростовский городской транспорт.
Район пригородного жд вокзала в Ростов. Фото из паблика ВКонтакте Ростовский городской транспорт.

Во вторник, 19 октября, гордума Ростова наконец-то утвердила один из самых важных для дальнейшего развития города документов — ПКРТИ. Рассказываем, что он собой представляет, что предлагает поменять и какая от этого всем польза.

Что такое ПКРТИ?

Так сокращённо называется программа комплексного развития транспортной инфраструктуры Ростова до 2035 года. По словам начальника департамента транспорта города Христофора Ермашова, нужна она для повышения безопасности, качества и доступности транспортного обслуживания населения, интеграции всех существующих транспортных систем, синхронизации развития транспортного комплекса с градостроительной деятельностью.

ПКРТИ, помимо прочего, содержит перечень взаимоувязанных проектов по проектированию, строительству и реконструкции дорог, мостов, развязок и других объектов. При этом целесообразность этих работ подтверждается расчётами, так что дополнительных обоснований для решения судьбы того или иного объекта не требуется.

Кроме того, ПРКТИ должна сэкономить Ростову деньги, так как документ предполагает «переход от принципов увеличения объёмов строительства к рациональной организации транспортной системы».

Добавим, что ПРКТИ по заказу администрации Ростова выполнила известная питерская компания «А+С Транспроект» — Simetra.

Автомобилисты должны страдать

По словам Ермашова, во главу документа поставлен принцип приоритета общественного транспорта. На втором месте — интересы пешеходов, на третьем — так называемые средства индивидуальной мобильности (велосипеды, самокаты и так далее). И только на последнее, четвёртое, место поставлены интересы автомобилистов.

— Единственный эффективный способ сдерживания интенсивности транспортных потоков — это создание условий, стимулирующих жителей к отказу от личного автотранспорта, — заявляет Ермашов.

Следование этим принципам, уверен он, позволит создать в Ростове систему, направленную на сокращение времени перемещения из точки А в точку Б, повысить безопасность и комфорт передвижения по городу для его жителей и гостей.

Во сколько это обойдётся?

В ПКРТИ для Ростова учтено три варианта развития событий. Первый тактично называется «Сохранение нажитого». Он предполагает строительство и реконструкцию 109 километров улиц и дорог, а также 19 мостов, развязок и эстакад; установку 92 камер фиксации нарушений ПДД; организацию 42 километров выделенных полос общественного транспорта. Стоить это всё будет 72,8 млрд рублей.

Второй вариант — «Сбалансированное развитие». Он обойдётся в 140,3 млрд рублей и предполагает строительство и реконструкцию 200 километров улиц и дорог, а также 35 мостов, развязок и эстакад; 112 камер фиксации нарушений ПДД и 67 километров выделенных полос.

Третий вариант — «Динамичное развитие». Стоимость реализации этого сценария — 278,2 млрд рублей. Он включает в себя строительство и реконструкцию 492 километров улиц и дорог, 97 километров выделенных полос и работу 114 комплексов фиксации нарушений ПДД.

Ростов, судя по показанным на заседании гордумы слайдам, выбрал второй путь. Но, по словам Ермашова, все три сценария предполагают установку видеокамер и знаков «запрет стоянки и остановки», создание велосипедных дорожек и выделенных полос общественного транспорта, изменение схемы движения транспорта по Ростову, строительство канатной дороги и организацию участков малоскоростного движения.

Кроме того, в ПКРТИ прописана необходимость создания в Ростове 16 пешеходных зон, 9 внеуличных переходов, организацию 109 участков «зелёная волна» и ввод на отдельных дорогах одностороннего движения.

Что конкретно предполагает реализация ПКРТИ в Ростове?

Например, Ворошиловский планируется сделать односторонним для всего транспорта, кроме общественного. Он сможет, как и раньше, двигаться в обе стороны. Все остальные — только в сторону центра, на Нагибина с Ворошиловского на своей машине будет не выехать.

Планируется организовать новые выделенные полосы для общественного транспорта на Комсомольской, Сарьяна, Черевичкина, Мясникова, 20-й и 22-й линиях, проспекте 40-летия Победы и Королёва. Полосы на Стачки, Нагибина и Космонавтов переведут в неразрывный режим работы.

Трамвай обособят. Правда, не созданием препятствий для заезда автотранспорта на рельсы, а знаками и разметкой.

При этом свои приоритеты будут и внутри общественного транспорта. Так, большее внимание обещают троллейбусу и особенно трамваю. На последний, как известно, город возлагает особые надежды. Речь про проект создания в Ростове сети лёгкого рельсового транспорта со скоростными участками. При реализации этого проекта планируется построить 76,8 и реконструировать 46 километров трамвайного пути, купить 98 новых трёхсекционных вагонов, построить два депо и 249 остановок. Планируется две основные ветки — с Суворовского на левый берег и с Левенцовки до старого аэропорта.

Кроме того, планируется создать на территории Ростова 6 транспортно-пересадочных узлов. Первые два — это главный автовокзал и старый аэропорт, они будут иметь межрегиональное значение. Остальные четыре — Красный Аксай, Стройгородок (площадь 1337 кв. км), Сельмаш и Левбердон («МегаМаг») будут иметь агломерационное значение.

Также в Ростове планируется расширить практику использования разметки «зона перекрёстка».

Наконец, ПКРТИ предполагает долгожданный переход Ростова на брутто-контракты с перевозчиками. Это такая система, при которой плата за проезд уходит не собственникам автобусов, а некоему единому оператору, созданному администрацией. В эту «кубышку» добавляются ещё деньги из бюджета, и затем перевозчикам платят по факту выполненных работ, то есть за каждый рейс. Таким образом, перевозчикам просто невыгодно, чтобы автобусы уходили с маршрутов, потому что они получат одну и ту же сумму за рейс в час пик и за провоз одного человека после полуночи. При этом двигаться транспорт должен точно по графику, без простоев на остановках и прочих привычных нарушений. В противном случае перевозчики будут получать меньше денег за свои услуги.

Что Ростов должен получить в итоге?

По словам Ермашова, в результате реализации ПКРТИ город «получит современную трамвайную инфраструктуру», которой будут пользоваться более 240 тысяч человек в сутки. При этом время, которое граждане тратят на дорогу, будет сокращено в разы. Например, из Суворовского в центр вместо сегодняшних полутора часов можно будет попасть за 25-35 минут.

Кроме того, по оценкам разработчиков ПКРТИ, ростовчане из-за улучшения работы транспортной системы начнут больше ею пользоваться, количество поездок вырастет почти на 10%. Стоимость эксплуатации маршрутной сети при этом должна снизиться на 13,4% — с 11,6 до 10 млрд рублей. И на 17,4% упадёт суммарный годовой пробег всего транспорта.

В ПКРТИ даже рассчитана прямая выгода от выполнения всех прописанных в ней мероприятий. Так, 68 млрд рублей к 2035 году удастся сэкономить на сокращении себестоимости поездок и эксплуатационных расходов, 55 млн рублей — на снижении экологического ущерба, 1,6 млрд рублей — на снижении числа ДТП и 220,6 млрд рублей — на сокращении времени в пути. Итого — более 290 млрд рублей.

Кроме того, среднее время в пути из точки А в точку Б в Ростове должно снизиться с нынешних 54,1 до 48,8 минут, средняя скорость движения общественного транспорта вырастет с 15 до 20,5 километра в час, средняя скорость движения личного транспорта вырастет с 15,7 до 23 километров в час.

#