Top.Mail.Ru

«Люди дела»: редкую породу лошадей спасают от вымирания

В 30 километрах от Ростова живёт табун золотистых скакунов

3 октября 2018

Надежда Скрипкина и жеребец Брант, фото donnews.ru
Надежда Скрипкина и жеребец Брант, фото donnews.ru

«Лучше бы мама купила ей в детстве собаку», — с таких слов начинает рассказ о появлении собственного табуна Дмитрий Савицкий. Дело в том, что его жена с самого детства очень хотела четвероногого друга, но всё как-то не складывалось. А пять лет назад Надежда таки купила себе «домашнее животное» — жеребёнка по кличке Брант. Тогда у их семьи не было ни навыков общения с лошадьми, ни даже собственной земли, куда можно было бы привести лошадь. А сейчас целый табун редкой донской породы пасётся под их присмотром всего в нескольких десятках километрах от Ростова.

Журналист donnews.ru совместно с компанией «ГАЗ Лидер» посетила это интересное место, пропитанное свободой и духом «дикого запада», и узнала историю его появления.

Надежда Скрипкина всего несколько раз в жизни сидела в седле. Лошадиные силы для неё всегда были только показателем на панели приборов автомобиля — ей принадлежит компания, занимающаяся грузоперевозками. В 2013 году Надежда узнала, что Зимовниковский завод, который считался одним из самых крупных по разведению донской породы лошадей в области, закрывается. Тогда же в интернете появилось множество страшных историй, как никому не нужных лошадей убьют и пустят на колбасу. Сердце ростовчанки обливалось кровью, и она уговорила мужа поехать посмотреть на бедолаг.

— Не знаю, как так вышло, но зачем-то сразу взяли с собой деньги. Мы с мужем ничего в лошадях не понимали. Почитали форумы, позвонили друзьям, провели аналогии с собаками и решили, чем моложе лошадь, тем проще её воспитывать. Приехали на завод, ходили, смотрели на жеребят, но ни один в душу не запал. Уже уезжая, заметили, как в поле резвятся годовалые жеребчики. Их шерсть переливалась золотом на солнце так, что глаз не оторвать было. Так у нас и появился Брант, — вспомнила Надежда Скрипкина.

Брант — представитель редкой породы дончаков. По всей стране маток этой пород осталось немногим более 220. Отличительная черта дончаков — окрас рыжих оттенков с золотым отливом. Кроме того, они выносливы и без проблем могут проходить большие расстояния — до 300 километров в день.

Надежда решила сделать всё, что в её силах, чтобы спасти эту породу от вымирания.

После покупки жеребчика Надежда и Дмитрий чуть ли не на следующий день отправились на семинар европейского специалиста по дрессировке лошадей, быстро обучаясь азам работы с этими крупными животными.

— Сейчас я понимаю, как здорово, что мы взялись за дело, абсолютно ничего в этом не понимая. У нас не было зашоренности и стереотипного мышления — никаких «так все делали, значит, и мне надо». Я по образованию переводчик, а мой муж — геолог. Всё это далеко от того, чем мы теперь занимаемся, — смеётся Надежда Скрипкина.

Примечательно, что на тот момент у Надежды и Дмитрия не было ничего, даже собственной квартиры. Для Бранта они арендовали место в конюшне и начали поиски кобыл. Нашли сразу двух красавиц в Кировской области, одну из которых привезли с жеребёнком, а другая была жеребая. Уделять достаточно времени лошадям и ютиться по конюшням трудно, поэтому ростовчане начали искать возможность купить собственную землю. Каждой лошади требуется много личного пространства, а, следовательно, в нескольких сотках земли смысла не было, запросы сразу измерялись гектарами. Подходящий участок удалось купить неподалёку от Ростова, в балке посёлка Новонатальино.

Тут и начался самый сложный этап. К сентябрю 2016 года Дмитрий и Надежда установили паддоки — просторные загоны, шелтеры — домики для лошадей, пробурили скважину для воды. Семья поставила прямо в поле палатку, перевезла лошадей и затеяла грандиозную стройку, дежуря по очереди сутками в палатке.

— Поначалу было страшно ночевать одной в открытом поле. Хотя, чего это я? Кроме меня там были кони и ещё много мышей — с ними и спала. Прислушивалась к каждому шороху, то и дело выглядывала на улицу, проверяя, на месте ли лошади — рассказывает Надежда Скрипкина.

А когда зима была уже близко, и жить в палатке становилось всё сложнее, семья оборудовала бытовку с печным отоплением.

— Встретили Новый год в этой бытовке даже без электричества. Помню, температура тогда опускалась до –27 °С. Волновались за лошадей, но они перенесли морозы без проблем и быстро адаптировались к новому месту. Донская порода — очень выносливая и неприхотливая. Мы специально не строили для них конюшню, т.к. всегда выступали за то, чтобы их содержание было приближено к жизни в естественных условиях обитания, — рассказала Надежда Скрипкина.

Вскоре семья наняла конюха, а табун продолжал увеличиваться. Теперь здесь живут миролюбивая Гагара, весёлые жеребята Бориска, Бугатти и Бенгальский Огонёк, любящая разные трюки кобыла Зои... А жеребец Брант, который является сейчас единственным производителем, делит территорию со своим младшим другом, донским мерином Гелием, в честь которого решено было назвать это лошадиное поселение — Территория дончаков «Гелиос».

С тех пор местечко в Новонатальино успело прославиться не только на всю страну, но и далеко за её пределами. Например, во время чемпионата мира по футболу в «Гелиос» приезжали японские и китайские журналисты, снимавшие репортаж о том, как Брант предсказывает исходы матчей.

И, казалось бы, всё необходимое Дмитрий и Надежда уже сделали, но планов у них с каждым годом, напротив, становится всё больше и больше. Они хотели бы построить специальную площадку для работы с лошадьми и начать развивать на Юге России конное аджилити {соревнования с полосой препятствий}. Вот только своими силами всё делать сложно, а очередь из помощников, к сожалению, не стоит.

В таком большом хозяйстве просто незаменимой стала «Газель». На ней Дмитрий и Надежда привозят лошадям еду и вывозят навоз, который пока является единственным источником заработка в хозяйстве.

— Габариты «Газели» с кузовом в 4 метра идеально нам подходят. В него помещаются около 80 тюков сена по 15-20 килограммов. Один такой тюк лошадь съедает за день, так что за рулём провожу много времени, могу за день несколько десятков раз туда-сюда съездить. Да и стройматериалы перевозить тоже удобно. Для этого специально покупали машину, кузов которой обтянут тентом. Можно сделать отверстия и перевозить крупногабаритные элементы, например 6-метровые балки для строительства паддоков, — рассказал Дмитрий Савицкий.

На заводе «ГАЗ» и впрямь немало времени уделяли вариациям кузова «Газели», а также комфорту внутри кабины — сиденья регулируются в нескольких направлениях, подлокотник можно поднимать или опускать на нужную высоту. Есть здесь и подогрев зеркал, и автоматический стеклоподъёмник, и множество других фишек.

Кроме того, большим плюсом Дмитрий считает наличие газовых баллонов, которые идут в заводской комплектации «Газели» и не нуждаются в отдельной постановке на учёт в ГАИ. Это позволяет экономить на топливе и лишнюю копейку тратить на любимых лошадей.

— При выборе машины для нас было важно, чтобы она могла пройти по бездорожью и была экономной. Лошади-то у нас в поле пасутся, тут нет дороги, а если проходит дождь, то увязнуть в грязи можно очень быстро. Я же спокойно преодолеваю этот участок дороги как с пустым кузовом, так и гружёный, — отметил Дмитрий Савицкий.

Отметим, что «Газели» Дмитрий и Надежда используют не только для работы с лошадьми, но и в основном бизнесе — грузоперевозок по городу и области. Автопарк они обновляют регулярно и вот уже более десяти лет сотрудничают с автосалоном «ГАЗ Лидер».

Отметим, что «ГАЗ Лидер» работает на ростовском рынке с 2009 года. В центре на продажу ежедневно выставляют более двухсот автомобилей, среди которых не только грузовые, но и грузопассажирские, пассажирские и внедорожные автомобили различных комплектаций и цветов. А финансовые консультанты всегда готовы предоставить клиентам актуальные и выгодные условия лизинга, кредитования и страхования.

Ангелия Эрбен

Поделиться: