Залезли в резервный фонд
Как известно, в Ростовскую область практически сразу после объявления массовой эвакуации мирных жителей ДНР и ЛНР из федерального бюджета было направлено 5 млрд рублей. Однако эти деньги предназначены только на единовременную выплату в 10 тысяч рублей, которую обещали каждому беженцу.
Очевидно, что Ростовская область, которая принимает всех беженцев, а затем либо оставляет у себя, либо отправляет в другие регионы, несёт непредвиденные расходы. Их масштабы представить пока сложно. Как пояснили в правительстве региона, пока беженцев размещают за счёт резервного фонда бюджета Ростовской области.
— Деньги выделяются с последующим возмещением из федерального бюджета. Такое обращение в правительство России уже направлено, — рассказал начальник управления информполитики правительства Ростовской области Сергей Тюрин.
Напомним, что похожая ситуация уже была в 2014-2017 годах. Тогда в связи с началом боевых действий на Донбассе свои дома покинуло почти 1,5 млн человек. Из них на самом пике 50-60 тысяч человек проживали в пунктах временного размещения в Ростовской области. При этом многие жили в семьях родственников или знакомых, так что реальная цифра была значительно больше.
Ростовская область в те годы регулярно просила у федерального правительства финансовую помощь и получала её. В частности, в июле 2014 года в регион пришло 240 млн рублей. В начале 2016 года между регионами распределили ещё 3 млрд рублей на обустройство беженцев. Значительная часть этих денег досталась Ростовской области.
Сколько всего тогда потратили на беженцев из федерального бюджета подсчитать невозможно. Однако в мае 2015 года начальник управления ФМС по вопросам гражданства и видов на жительство Валентина Казакова сообщала РБК, что с начала 2014 года на украинских беженцев и временных переселенцев было израсходовано более 11 млрд рублей.
В 2022 году цифры, скорее всего, будут скромнее. Пока мало что говорит о том, что беженцы с Донбасса прибыли в Россию надолго. С другой стороны, в прошлый заезд им по 10 тысяч рублей никто не платил. А в Госдуме уже говорят, что это может быть лишь началом и беженцы потом получат и другую помощь.
Напомним, что 15 февраля в Госдуме обсуждался вопрос о признании ДНР и ЛНР Россией. На том заседании представитель партии «Новые люди» Антон Ткачёв высказал сомнение, что жители России готовы «отказаться от зарплаты и части холодильника» ради перспективы признания самопровозглашённых республик. На что получил ответ депутата от КПРФ Казбека Тайсаева, что «народ России» полностью поддерживает это решение «и готов отказаться не только от 13-й зарплаты».
По 800 рублей на человека
Уже объявлено, что проживание одного беженца в пунктах временного размещения оценивается в 800 рублей в сутки. Это федеральный норматив, а не просто цифра с потолка. Из них 550 рублей — это именно размещение и 250 рублей — питание. Эту сумму отелям, санаториям и прочим аналогичным учреждениям в МЧС РФ обещали компенсировать впоследствии.
Как рассказал dоnnews.ru собственник одного из отелей Ростовской области, беженцев пока никто не навязывает, у владельцев лишь запросили информацию кто сколько сможет принять.
— Основной вопрос тут в том, насколько это всё. Одно дело санаторий где-то за городом, который пока не сезон, законсервирован, другое — отель в городе, где есть другие постояльцы и бронь. Пока была негласная информация, что разместить надо на две недели, — рассказал собеседник агентства.
По словам генерального директора «Рейна-Тур НТВ» Татьяны Нечепаевой, предложенная компенсация расходов в 800 рублей никак не покроет фактических затрат на размещение одного беженца. Так что речь скорее про искреннее желание помочь, даже себе в убыток.
— За последний год расходы выросли очень сильно, в первую очередь, коммунальные. У меня в отеле {«Эрмитаж» на Ульяновской, 52. — Dоnnews.ru} себестоимость размещения одного человека сейчас 1300 рублей без питания — говорит она.
С другой стороны, продолжает Нечепаева, о хорошей заполняемости с учётом пандемии уже давно остаётся только мечтать. При этом невозможно лишь в части номеров оставить тепло или воду. Так что так или иначе номерной фонд простаивает. В этой ситуации отельеры вполне могут решить, что 800 рублей лучше, чем ничего.
К слову, в 2014-2017 годах пребывание одного беженца в ПВР также оценивалось из расчёта 800 рублей в сутки. То есть норматив с тех пор, в отличие от стоимости еды и жилищно-коммунальных услуг, не менялся.
Но сейчас никаких денег никто не получает. Отельерам их только пообещали, питание они тоже организуют за свой счёт. Потом будут договоры с МЧС и когда-то после — возмещение. Об этом, в частности, говорит первый замгубернатора Игорь Гуськов.
— На размещение и питание в ПВР мы деньги также получим из федерального бюджета впоследствии. А сейчас вся эта работа выполняется за счёт внебюджетных источников, — рассказал он.
Как пояснила замглавы администрации Ростова Елена Кожухова, у города есть специальный перечень гостиниц и общежитий, на базе которых можно создавать ПВР.
— На основании этого перечня муниципальное управление по делам ГО и ЧС заключает с ними договор на проживание и организацию питания. Впоследствии такие ПВР получат компенсацию расходов из регионального и федерального бюджетов, — пояснила она.
Проблема, продолжает Нечепаева, ещё и с тем, что не понятно, как в текущей ситуации вести себя с учётом пандемии и предписаний Роспотребнадзора.
— Много вопросов, которые волнуют и на которые мы пока не можем получить ответы. Действует много ограничений — по ПЦР тестам и так далее. Нас постоянно мониторят по части соблюдения ограничений, — говорит она.
Иными словами, на пунктах пропуска и в крупных ПВР на границе про масочный режим (судя по многочисленным фотографиям) забыли, про социальное дистанцирование тоже. Однако не факт, что частным отелям также сделают скидку с учётом специфики ситуации.
Сбор помощи
Получается, что больше 800 рублей на беженцев официально тратить нельзя. Однако потребности людей в эту сумму явно не укладываются. Как пояснили в правительстве Ростовской области, всё, что сверху этой суммы (или на эту сумму) — это уже за счёт благотворительной помощи.
Её сбор ведётся централизованно, на базе учебно-опытного полигона ДГТУ создано два пункта приёма: на Гагарина, 1 от физических лиц, на Шаповалова, 2 — от юридических. Во втором случае речь идёт о большой складе, который готов принять благотворительную помощь практически в любых объёмах.
Как рассказала dоnnews.ru координатор пункта на Шаповалова Анна Карасёва, различные организации с момента объявления сбора помощи активно её сюда везут.
— В основном привозят продукты питания длительного хранения. Мы это складываем на склад и потом, по заявкам от ПВР, развозим, — пояснила она.
Деньги также собирают. Так, вновь открыл специальный счёт благотворительный фонд помощи детям «Доброе дело». Говорится, что деньги нужны «для содействия в организации размещения людей, оказания медицинской помощи, передвижения к пунктам временного проживания, обеспечения питанием, оказания иной помощи». В прошлый раз Фонд включался в эту работу в 2014 года, когда на Донбассе всё только начиналось.
Не из ниоткуда взялись и автобусы, на которых беженцев развозят по Ростовской области. Так, ростовские перевозчики выделили около 70 единиц на перевозку людей в Донецк и Таганрог, сообщил donnews.ru депутат гордумы, руководитель АТП №5 Магомед Дарсигов.
Всего по Ростовской области задействовано 200 автобусов, но фактически работают 117-120 единиц транспорта. Все остальные находятся в резерве, поясняет Дарсигов. По его словам, автобусы пожертвовали Ростов, Шахты, Каменск-Шахтинский, Новочеркасск, Гуково, Таганрог и Белая Калитва.
Он уточнил, что сейчас всё это делается за счёт перевозчиков, однако позднее перед министерством транспорта Ростовской области будет поднят вопрос о выплате компенсаций.
Поделиться: