Во время работ по углублению дна Азово-Донского судоходного канала был вскрыт целый слой угольного шлака, сформированный за время «эпохи пароходов», которая в Ростовской области началась в конце XIX века и закончилась только в 70-е годы XX века. Об этом сообщает пресс-служба ЮНЦ РАН. Общая протяжённость пласта в дельте Дона составляет несколько десятков километров, его толщина — от 3 до 10 сантиметров.
«Эпохой пароходов» называются те времена, когда по Дону ходили суда, использующие уголь в качестве топлива. Угольный шлак выбрасывался с кораблей прямо в реку и накапливался в донном грунте. Размеры обломков, которые теперь обнаруживают учёные, достигает 1-5 сантиметров. Самый большой пласт шлака сформировался в русле Дона на протяжении 5 километров от порта Азов до Таганрогского залива.
Как рассказал руководитель исследования академик РАН Геннадий Матишов, официально «эпоха пароходов» в СССР была завершена в 1956 году, когда власти приняли решение о переходе на дизельные речные и морские суда. Однако вплоть до начала 1970-х годов пароходы возили людей в дальние станицы и хутора, расположенные в дельте Дона (хутора Рогожкино, Донской, Узяк, станица Елизаветинская, село Кагальник). Затем им на смену пришли быстроходные суда типа «Метеор» и «Ракета».
Он также пояснил, что для учёных этот пласт шлака представляет большой интерес.
«Погребённые там отходы стали теперь важным техногенным индикатором при изучении особенностей осадконакопления, изменения гидрографической сети, интенсивности судоходства в прошлую эпоху и т.д. Их изучение помогает также при проведении литологических и геоморфологических работ на морских и речных акваториях былого активного пароходства. Такие работы возможны также в Балтийском море и на главных реках России», — рассказал Матишов.
Интересно отметить, что у угольного шлака в дельте Дона есть и народное название — жужелка или жужлица. Это слово появилось среди казаков Нижнего Дона из-за характерного звука, появляющегося при перекатывании обломков шлака по обмелевшему дну.
Поделиться: