За последние 15 лет число розничных рынков в Ростовской области сократилось почти в шесть раз — с 223 до 42. Как рассказал на круглом столе в Заксобрании председатель комитета по экономической политике Игорь Бураков, в тяжёлом положении рынки оказались после принятия в 2006 году закона «О розничных рынках», который наложил на их работу ряд жёстких и чрезмерных ограничений.
ФЗ № 271 «О розничных рынках» был принят 30 декабря 2006 года. Владельцы рынков столкнулись с целым рядом новых требований и ограничений: это обязанность возводить капитальные строения и павильоны (за свой счёт), запрет на торгово-закупочную деятельность, согласование плана размещения торговых мест на рынках со множеством органов, создание реестров продавцов и другие.
По мнению Буракова, в 2006 году принятие закона было вполне обоснованно: необходимо было навести порядок в этой сфере.
— Мы видим, что порядок на рынках навели. Но сейчас из-за этого закона на рынки оказывается гораздо более жёсткое административное давление, чем на супермакеты. Это ненормально, — говорит он.
Избыточное регулирование, в том числе мешает мелким сельхозпроизводителям (фермерам) поставлять продукцию жителям Ростовской области. По словам директора регионального департамента потребительского рынка Алексея Панкратова, в 2022 году 40% мест на рынках пустовали.
Рынки в Ростове закрываются, едва открывшись
Президент ассоциации рынков Ростовской области, директор Центрального рынка Ростова Юрий Муковоз уверяет, что построить розничный рынок, который соответствовал бы требованиям закона № 271, практически невозможно.
— Это очень дорогостоящий проект. Особенно возмущает возмещение стоимости подключения к электросетям, теплосетям. Суммы, установленные монополистами, неподъёмные. К примеру, несколько лет строился рынок «Донские зори», и расходы вылились в десятки миллионов рублей, — говорит Муковоз.
Второй пример — рынок «Новый базар» — закрылся, едва открывшись.
— Предприниматели вкладывали деньги, но из-за слабой покупательской способности управляющие компании не могут поднимать стоимость своих услуг, чтобы компенсировать затраты, понесённые в процессе строительства, — рассказывает Муковоз.
Помимо этого, мешают работе рынков ярмарки. По словам Муковоза, к ним предъявляется меньше требований, они не несут больших затрат и, соответственно, их число резко увеличивается, в то время как рынков становиться меньше.
Добавим, что главное отличие ярмарки от рынка в том, что ярмарка — кратковременное мероприятие, где торгуют в основном сезонной продукцией. Розничный же рынок работает круглогодично, постоянно, предоставляя покупателям различные виды товаров — от бытовой химии до продуктов.
На Кубани осталось всего 25 рынков
Ещё в 2019 году депутаты из Ростовской области совместно с Минпромторгом РФ подготовили ряд законопроектов, который бы существенно облегчил жизнь рынков. Инициативу согласовала половина федеральных ведомств, но принято так ничего и не было.
По словам Буракова, единственным выходом стала бы отмена 271-го ФЗ и включение его отдельным разделом «О розничных рынках» в ФЗ «О торговле». Сейчас Минпромторг России подготовил новый пакет законов (в том числе закон о признании утратившим силу 271-го ФЗ).
— При этом государство ведёт себя привычным образом. Речь идёт уже о том, чтобы не только снять избыточное давление с рынков, но и об их господдержке. Получается, сначала надо было «придушить», а потом думать, как развивать и спасать, — резюмировал он.
Интересно, что ещё в 2019 году Минпромторг России признавал, что нужно снимать излишние административные барьеры с рынков, чтобы они могли развиваться. Но за это время ничего так и не изменилось.
На Кубани осталось всего 25 розничных рынков. В целом же по России их количество сократилось в семь раз.
Поделиться: