По оценкам участников финансового рынка, в 2024 году база клиентов старшего поколения выросла на 50-60%. Причины активного интереса со стороны пенсионеров — это повышение финансовой и цифровой грамотности, а также желание быть защищёнными.
Доступность, разнообразие и удобство услуг
То, что финансовые услуги пользуются у ростовских пенсионеров высоким спросом, подтверждают в ряде крупных банков. В уходящем году число клиентов пенсионного возраста выросло в среднем на 50%. Например, у ВТБ в Ростовской области с января по декабрь 2024 года стало на 60% больше клиентов-пенсионеров. Сейчас их количество превышает 55 тысяч человек.
Работая на эту аудиторию, банки расширяют спектр услуг. Например, в этом году ВТБ перешёл на выплату кешбэка в рублях. И если пенсия зачисляется на карту ВТБ, то в программе лояльности к выбору всегда будет доступна популярная категория. Кроме того, в 2024 году в России заработала программа долгосрочных сбережений, направленная на формирование «длинных» пенсионных накоплений. Основная идея ПДС в том, что человек вносит на свой счет деньги, а государство добавляет к ним средства из бюджета. Операторы программы — негосударственные пенсионные фонды, которые часто работают в связке с крупными банками. В последнее время финансовые организации стали предлагать большой список различных опций для старшего поколения, с ними можно ознакомиться на сайтах или в офисах компаний.
Об одной из таких удобных услуг рассказал пенсионер из Ростова Александр М. Раньше он постоянно посещал отделение банка и оплачивал квитанции за ЖКУ в кассе. «Я стоял в очереди, тратил на это время и силы, — признал Александр Петрович. — Тяжело было, но что поделаешь? Платить через банкоматы у меня не получалось — это казалось делом сложным, да и зрение подводило. Приходилось обращаться за помощью к консультантам, а они часто были заняты с другими клиентами. В итоге дочь показала мне, как установить онлайн-банк на смартфон и оплачивать все счета через интернет».
По словам пенсионера, сначала он привыкал к новому способу оплаты, боялся ошибиться и отправить деньги не туда. Однако со временем освоился. «Теперь я могу оплатить все квитанции сразу или по одной. Это оказалось очень удобно: не надо никуда идти и стоять в очередях. Можно, не выходя из дома, всё оплатить, и даже без комиссии», — подытожил ростовчанин.
Защита финансов и здоровья
Для человека в возрасте вопросы здоровья находятся на одном из первых мест, отметил директор филиала «Росгосстраха» в Ростовской области Дмитрий Есипов. Так что, говоря о страховых продуктах для пенсионеров, стоит обратить внимание на продукты медицинского страхования, а также защиту от несчастных случаев и болезней. Кстати, страховка от несчастных случаев позволяет получить финансовую выплату в случае травмы или установления инвалидности.
Пенсионеры обращают внимание на программы страхования от критических заболеваний, в частности онкологических. По такому полису предоставляется единовременная денежная выплата, проводится лечение в ведущих профильных клиниках.
Однако, предупреждает Дмитрий Есипов, поскольку пенсионный возраст предполагает повышенные риски для здоровья, на ряд продуктов есть возрастные ограничения по приёму на страхование либо повышающие коэффициенты.
«Например, в страховании от несчастного случая предельный возраст — 69 лет, в страховании от онкологических и других критических заболеваний — 64 года. Однако к клиентам, которые начинают страховаться раньше и к моменту выхода на пенсию имеют хорошую страховую историю, отношение более лояльное», — объяснил представитель «Росгосстраха».
Еще одна новая услуга для пожилых людей — телемедицина. При всей своей новизне и непривычности она реально помогает вовремя получить совет от медицинского специалиста. Ведь в поликлинику, как говорится, ещё нужно дойти, а там — отстоять очередь. Поэтому по несложным заболеваниям страховщики советуют обращаться к специалистам, используя продукты телемедицины. Во-первых, они доступны по цене, а во-вторых, это удобно. Особенно для людей, которые много времени проводят на дачах: можно проконсультироваться с врачом, не посещая поликлинику, перепроверить диагноз с помощью второго мнения, получить рекомендации по лечению и выбору клиники, если очный осмотр всё же необходим.
Таким образом, не вызывает сомнений, что услуги для людей старшего поколения надо развивать и совершенствовать. В том числе финансовые. Пенсионеры постоянно сталкиваются с вопросами, которые требуют быстрого решения. Например, уехали летом за город на неделю — отдохнуть от городской суеты, а вовремя оплатить коммуналку забыли. За просрочку — пени. Но если знать, как пользоваться банковским приложением, то такая проблема легко превращается в решаемую задачу. Сегодня с внедрением цифровых технологий привычные потребителю финансовые операции меняются очень быстро. И ими надо уметь пользоваться, в том числе пожилым людям (категории 60+), которых только в одной Ростовской области почти один миллион.
Поделиться: