12,74₽
98,76₽
92,28₽

Чтобы создать успешный бизнес, нужны отсутствие страха и авантюризм

Руководитель компания «Рейна Тур НТВ» Татьяна Нечепаева

Татьяна Нечепаева. Фото предоставлено пресс-службой АНО МФК «РРАПП»
Татьяна Нечепаева. Фото предоставлено пресс-службой АНО МФК «РРАПП»

Национальный проект «Малое и среднее предпринимательство» был запущен в 2019 году по решению президента России Владимира Путина. Его цель — поддержка предпринимателей на всех этапах развития бизнеса. В Ростовской области господдержка комплексно предоставляется в центрах «Мой бизнес», открытых при содействии правительства Ростовской области и министерства экономического развития региона. Благодаря проекту более 1800 субъектов малого и среднего предпринимательства (МСП) и самозанятых получили льготную поддержку в 2023 году.

Одно из предприятий, которое получает такую поддержку, — компания «Рейна Тур НТВ». Её руководитель Татьяна Нечепаева рассказала о старте карьеры в турбизнесе, правилах жизни, локальных туристических особенностях и поддержке, на которую могут рассчитывать бизнесмены региона.

— Как вы решились открыть своё дело?

— Как бы ни было удивительно, но по образованию я филолог. После окончания университета я попала в бюро молодёжного туризма «Спутник»: в те годы было сложно устроиться на работу, и я решила стать экскурсоводом. Десять лет моего пути прошло именно там. На определённом этапе я поняла, что хочу и, главное, действительно могу создать собственный бизнес. Так как по своей натуре я авантюрист, то стартовым капиталом стала наша с мужем квартира. На средства, полученные от продажи, был приобретён первый офис. Однако достигнутого всё равно не хватало, и мне пришлось взять огромный, особенно по тем временам, кредит. Иногда я оглядываюсь и думаю, как это всё получилось — тогда у меня не было ни малейших сомнений, что я на верном пути. Их нет и сейчас.

К тому же я никогда не ставила задачу «заработать» в приоритет и, скажу честно, особо не считала деньги. Новые идеи, новые рынки были для меня более значимыми: пока мои коллеги продвигались в одной сфере, я решила развиваться в разных сегментах. В тот момент я, будучи ну совсем уж начинающим предпринимателем-гуманитарием, авантюрно полетела на аккредитацию в Москву, в Транспортную клиринговую палату. Я ничего не понимала в аккредитации, на всё отвечала «в стадии подключения» и чётко верила в свой успех. Меня аккредитовали.

Возможно, это произошло потому, что я всегда знала, чего хочу. Мои близкие постоянно просили замедлиться, остановиться. Даже мой зять говорит мне: «Успокойтесь, сидите с внуками». Но поймите, я просто не могу!

— Что такого должно быть в характере, в организме, чтобы у человека получался бизнес?

— Только одно — отсутствие страха. И ещё авантюризм. Это даже не характер, а действительно устройство организма. Я не знаю, почему мне не страшно тогда, когда большинству людей страшно.

— Что такое «Рейна Тур НТВ», если говорить в цифрах? И, кстати, что означает название компании?

— В 2023 году нашей компании исполнилось 30 лет. Сегодня у нас около 50 сотрудников, больше 300 корпоративных клиентов. По числу людей в компании мы относимся к малым предприятиям, а по оборотам — к средним. НТВ — это Нечепаева Татьяна Владимировна. А рейна — по-испански королева, потому что у нас в основном всегда женщины работали, не знаю, как-то мне с мужчинами сложнее.

— Что привлекает туристов в Ростовской области?

— Старочеркасская, Новочеркасск, казаки никого равнодушными не оставляют. Мы видим колоссальный подъём въездного туризма: в 2023 году мы привезли в Ростов 15 тысяч человек. В Ростове и области сложилась достаточная для туризма инфраструктура. Парк птиц «Малинки» или парк «Лога» — это, как ни крути, локации нового типа, отражающие европейский подход к территориям. Хотя немало у нас и откровенно нелепых проектов. Иногда диву даёшься, чего понастроили. Туристический комплекс — тут гостиница, тут лошади, там кальянная, и вот смотрю я на это глазами турагента: для кого это, кого сюда можно привезти, как все эти объекты связаны в одну историю?

В Ростове по-прежнему мало проектов, обыгрывающих локальную аутентичность. Как в том же хуторе Старозолотовском, где есть музей, мастер-классы по семикаракорской росписи, минизоопарк, винодельня, проводятся местные праздники. Эта системность очень важна, потому что именно так создаётся мощное впечатление, погружение в специфику места. В Ростове есть прекрасная «Донская казачья гвардия» — маленький музей на два зала, но никто не выходит оттуда без комка в горле. Всегда знаешь: кого ни поведёшь туда, будут довольны. Так же действует на зрителей коллекция скифского золота в Краеведческом музее, хотя, конечно, она требует более современного экспонирования. То же касается и нашего Музея изобразительных искусств: прекрасная коллекция, но скромная подача. А главная проблема в том, что все эти точки хороши сами по себе, но не образуют единый маршрут.

Но всё равно средняя реакция туриста на наш город — «это было выше моих ожиданий». Сейчас не самые весёлые времена, и люди хотят от туризма новых смыслов, хотят гордиться своей землёй. Запрос к путешествиям меняется: нужна не череда ярких впечатлений, а какие-то более медленные смыслы, формирующие ценности, делающие человека счастливым, помогающие с самоопределением. Те же казаки интересны не только в контексте военной славы, но и как уникальный культурный феномен, когда общность людей из маргинальной группы превратилась в элиту страны, признающую значимость образования, искусства, финансирующую музеи, ремесленные училища. А знаете, каким спросом пользуются экскурсии на наши заводы-монстры: «Ростсельмаш», «Роствертол»?

— Что бы вы посоветовали начинающим предпринимателям?

— Мне кажется, сейчас время креативных, мыслящих людей. Возможностей гораздо больше, чем когда-либо: есть множество образовательных проектов, точек роста, как центр «Мой бизнес», который создаёт комфортные условия для молодых бизнесменов.

Какая бы конкурентная среда ни была, в неё важно заходить и находить свою нишу. Люди должны верить в то, что они делают. Необходимо вдохновлять команду, научиться делегировать. Предприниматель должен «обрасти» сотрудниками, которым можно доверить любую работу. Быть предпринимателем — значит иметь определённый склад ума. Нужно быть генератором идей, окружив себя классными реализаторами — поэтому важно ценить хорошие кадры. Конечно, они стоят своих денег, но, поверьте, эти деньги окупаются.

Никогда нельзя переставать считать деньги, обязательно надо научиться разбираться в управленческом и бухгалтерском учёте — в этом отлично могут помочь всем начинающим предпринимателям в центре «Мой бизнес». «Мой бизнес» поддерживает молодое предпринимательство. Я сама часто пользовалась различными программами финансирования и всегда следила за городскими и областными программами. Получая деньги, важно понимать, что необходимо работать честно, предоставлять полную информацию о расходах. Кроме того, нужно правильно и убедительно представить свой бизнес-план, чтобы заинтересовать инвестора. Не каждый может жить идеей. Тот, кто действительно стремится к успеху, найдёт и средства, и деньги, и единомышленников.