12,74₽
98,76₽
92,28₽

Ростов и Танаис стали идеальными «тонкими местами» для хоррора «Последний день лета»

Писатель Андрей Подшибякин

Андрей Подшибякин. Фото Андрея Подшибякина
Андрей Подшибякин. Фото Андрея Подшибякина

Роман в жанре small town horror «Последний день лета», написанный автором из Ростова Андреем Подшибякиным, попал в топ популярных книг за 2023 год на сервисе «Букмейт» (признан иностранным агентом). Действие книги происходит в 1993-м году в Ростове и на развалинах древнего Танаиса.

Журналист donnews.ru в разговоре с писателем выяснил, как у него родилась идея романа, можно ли ждать его экранизации и выгодно ли быть писателем в России.

Автор живёт в США около девяти лет

— Андрей, чем вы занимаетесь в Америке?

— Я переехал в США в 2015 году, живу в Лос-Анжелесе. У меня было в России рекламное digital-агентство, после ряда незадач оно закрылось, и я переехал. Работаю креативным директором в игровой компании Xsolla, она помогает разработчикам игр зарабатывать больше денег и делать их игры более заметными во всём мире. Писательство для меня скорее хобби.

Справка

Андрей Подшибякин окончил факультет журналистики и филологии в РГУ (ныне — ЮФУ), получил второе высшее образование во ВГИКе по специальности «Продюсер кино и телевидения». Работал журналистом и писал для «Афиши», MAXIM, GQ и других изданий. Также успел поработать в консалтинговой компании Ward Howell, стать креативным продюсером в киностудии «Амедиа» и основать собственное digital-агентство Insight ONE.

— С чего начался ваш путь писателя?

— Уже живя в США, я написал книгу «Время игр» про российскую игровую разработку, которая пользовалась некоторым успехом. После начал пробовать писать какую-то объёмную прозу. У меня с этим проблема всю жизнь была, думал, что никогда не получится. Я написал первое такое прозаическое произведение, и мои опасения подтвердились. Оно получилось не таким, как я хотел, но когда оно вышло, ко мне обратились несколько моих знакомых из телевизионной сферы и стали спрашивать, не хотел бы я его доработать и экранизировать. Тогда мне и пришла идея создания «Последнего дня лета».
Книга «Последний день лета». Фото издательства АСТ
Книга «Последний день лета». Фото издательства АСТ
Справка

«Последний день лета» рассказывает историю четырёх восьмиклассников, живущих в 1993 году в Ростове. Они ведут обычную для подростков начала девяностых жизнь: учатся, дерутся, влюбляются, изучают карате по фильмам из видеосалонов и охотятся за зарубежной фантастикой. Их случайно пролитая кровь разбудит того, кто спит под курганами древнего Танаиса.

Идея романа родилась за несколько лет до написания книги

— Как родилась идея романа?

— Сначала возникла задумка, связанная с ростовским колоритом, южной готикой и «тонкими местами», как их называет Стивен Кинг. Я искал форму для этой истории: сериал, кино, книга. В итоге остановился на книге. Случилась пандемия, в Лос-Анжелесе были очень жёсткие локдауны, мы сидели дома почти безвылазно полтора года. Чтобы не сойти с ума, я начал писать. Это так захватило, что не мог оторваться.

— Почему вы в посвящении написали «Ростов — тебе»?

— Мне важно было отдать дань Ростову за всё и поблагодарить близких друзей, которые там живут и чьи образы присутствуют в книге.

— Вы говорили, что герои «Последнего дня лета» частично списаны с ваших друзей. В книге судьба ребят очень незавидна. А как сложилась судьба ваших друзей?

— Как я отдельно написал в послесловии, герои книг никогда не бывают полностью списаны с реальных людей, это не так работает. В пацанах из «Последнего дня лета» собраны и перемешаны черты реальных людей, определённые архетипические образы, нужные мне для сюжета выдуманные особенности и многое другое. Но да, у моих ростовских друзей все прекрасно, и мы до сих пор с ними очень близки.

— В «Последнем дне лета» ребята пробудили демона на развалинах древнего Танаиса. Почему вы решили поселить его именно там?

— А потому что абсолютно все исторические факты про Танаис из моей книги — это стопроцентная правда, можете проверить по источникам. Было бы странно НЕ поселить там демона.
Развалины Танаиса. Фото музея-заповедника «Танаис»
Развалины Танаиса. Фото музея-заповедника «Танаис»

— Вас удивил успех романа?

— Нет, я знал, что история классная и её будут читать.

— Не думали перевести книгу на английский?

— Не вижу в этом смысла с учётом нынешней ситуации. К тому же для меня эта история уже закончена, хочу двигаться дальше.

— Это значит, что мы можем ждать продолжение?

— Да, у меня есть идея для второй книги. Честно сказать, она буквально «въехала» в мою голову, даже спать не мог. Но, думаю, напишу эту историю не раньше 2025 года. Сейчас я работаю над сборником повестей и рассказов в жанре городского хоррора, который должен выйти в этом году.

Права на экранизацию романа выкупили до выхода книги

— Можно ли ждать экранизацию «Первого дня лета»?

— Идут переговоры об этом. Права на экранизацию романа выкупили ещё до выхода книги, сейчас у нас, я надеюсь, завершающая стадия переговоров. Немного боюсь этого, потому что герои, которые живут в моей голове, и герои, которые будут на экране, неизбежно окажутся разными людьми. Но я буду невероятно счастлив, когда кинолента выйдет.

— А вас как автора будут привлекать к работе над сценарием, к съёмкам?

— Видите ли, мы опять-таки не решили ничего конкретного. Естественно, я хотел бы иметь какое-то отношение к этому, но не писательское. Просто сверху смотреть, чтобы всё было на своих местах. Но опять же, для меня эта книга — законченная история, я бы хотел погрузиться в работу над второй частью. Поэтому, наверное, не буду глубоко вовлечён в телевизионное производство, хотелось бы просто за этим присматривать.

— Если экранизация случится, где будут снимать?

— Про экранизацию говорить пока рано, но я бы очень хотел, чтобы её снимали именно в Ростове.

— У романа есть аудиоверсия?

— Да, аудиокнигу озвучило издательство «Вимбо», демона прекрасно сыграл Максим Суханов. Я не вмешивался особо, но в какие-то моменты они связывались со мной и уточняли, как должен звучать демон, с каким ударением и как произносить слова, чтобы получилось по-ростовски. Ну, знаете, все эти фрикативные звуки...
Книга «Последний день лета». Фото издательства АСТ
Книга «Последний день лета». Фото издательства АСТ

Массовая культура помогает создавать книги

— Как вы придумываете идеи для книг?

— В моём случае это некое смешение вещей, которые я где-то смотрел, читал, вспоминал и так далее. Никогда не стесняюсь об этом говорить. Конкретно про создание «Последнего дня лета» даже писал в послесловии. Идея родилась благодаря социальному хоррору «Мел» Пола Корнелла, роману «Игрожур», и Карлсону, которого не видели взрослые. Ещё вдохновил сериал «Очень странные дела», мне очень понравилась динамика подростков, да и свои воспоминания наложились.

— На ваш взгляд, выгодно ли быть писателем в России?

— Если коротко, то нет. Издание книг и вообще писательство никогда не были выгодными. Жить на поступления от этого постоянно, думаю, невозможно, нужна основная работа. Но если мы возьмём все отчисления от продаж цифровой, бумажной и аудиоверсии, а также продажу прав на экранизацию, то сумма получится ощутимой.

— Что бы вы могли посоветовать молодым авторам и тем, кто только хочет начать писать?

— Тем, кто хочет писать жанровую литературу, важно читать много популярных книг и анализировать их. Учиться структуре, построению героев. Обязательно нужно читать Стивена Кинга, учиться у него делать «крючки». Ещё советую прочитать серию про Джека Ричера от Ли Чайлда, книги сконструированы безупречно. Есть книга, которую нам в первый день рекомендовали во ВГИКе, — «Герой с тысячей лиц» Джозефа Кэмпбелла. Это вообще основа писательства. Она показывает путешествие героя, как он работает, что делает его героем. Эти три книги я могу посоветовать.