12,74₽
98,76₽
92,28₽

Сумма выданных автокредитов в Ростовской области за год выросла в два раза

Эксперты ожидают появления новых китайских брендов на российском авторынке

Автомобили в салоне. Фото donnews.ru
Автомобили в салоне. Фото donnews.ru

В 2023 году банки Ростовской области выдали 39 млрд рублей кредитов на покупку легковых машин, что более чем в два раза больше, чем годом ранее. По данным Национального бюро кредитных историй (НБКИ), по объему автокредитования регион занял седьмое место в России.

Журналист donnews.ru выяснил, с чем связан такой рост, какие бренды пользуются популярностью у ростовчан и что ждёт в 2024 году российский авторынок.

Срок автокредитования в Ростовской области вырос до семи лет

По данным НБКИ, Ростовская область в 2023 году показала серьёзную динамику роста выданных автокредитов среди регионов России.

Резкий рост выдачи автокредитов год к году эксперты объясняют прежде всего эффектом низкой базы из-за падения рынка автокредитования в 2022 году.

Вместе с тем в 2023 году увеличению числа выданных кредитов способствовало возобновление госпрограмм льготного автокредитования, а также рост предложения новых автомобилей, поясняет директор по маркетингу НБКИ Алексей Волков.

«Объёмы кредитования выросли настолько существенно из-за роста среднего чека автокредита и цен на автомобили. При этом в целом банки придерживаются достаточно консервативной кредитной политики», — подчёркивает он.

По словам управляющего ВТБ в Ростовской области вице-президента Юрия Авдеева, по итогам 2023 года Ростовская область вошла в пятёрку лидеров по объёму выдач автокредитов в банке. Этот показатель в регионе достиг 9,6 млрд рублей.

«В последний месяц 2023 года спрос на автокредиты был традиционно выше, чем в ноябре. Свою роль сыграло историческое стремление россиян завершить сделки в уходящем году и по старым условиям», — пояснил он.

По словам Авдеева, среди жителей Ростовской области вырос и срок автокредитования: в 2023 году клиенты предпочитали брать кредиты в среднем на 5 лет, к концу года автовладельцы запрашивали средства на период до 7 лет.

Китайские автомобили всё больше захватывают российский авторынок

Как сообщил управляющий ростовской компании «ААА моторс» Павел Жирнов, наибольшей популярностью у жителей области по-прежнему пользуются автомобили LADA — за год доля продаж данного бренда составила 31%. Далее в списке идут Chery — 13,5%, Changan — 7,37%, Geely — 7,32, Haval — 7,19%.

Несмотря на такое большое отставание от лидера продаж, тенденция на покупку китайских автомобилей усиливается. По словам Павла Жирнова, за год доля китайских машин на российском рынке выросла с 10% до 50%.

«Несмотря на увеличение ключевой ставки финансирования, большая часть китайских автомобилей приобретается в кредит. Именно у нас в 2023 году было куплено 68% автомобилей», — подчеркнул Жирнов.

Возросший спрос на автокредитование при покупке китайских автомобилей отмечают и в банке. Как сообщил Юрий Авдеев, в регионе количество займов на китайские марки выросло в 8 раз — с 8% до 63%. А отечественные машины стали покупать реже: количество автокредитов на них сократилось за год с 43% до 30%.

По данным «Авито Авто», популярность новых китайских автомобилей в Ростовской области по сравнению с 2022 годом увеличилась на 302%, а предложение — на 247%. Средняя цена новых автомобилей китайских брендов составила 2,9 млн рублей (рост на 19%).

«Расширение модельного ряда и комплектаций автомобилей китайских брендов в том числе способствовали росту лояльности российских покупателей», — отметил Вадим Иванов, директор направления «Автомобили» в «Авито Авто».

Самой востребованной моделью из Китая на рынке новых автомобилей в России по итогам 2023 года стал кроссовер Haval Jolion со средней ценой 2,4 млн рублей. На долю модели пришлось 4,5% от общего спроса на новые авто китайских производителей.

Более половины всех покупок автомобилей в Ростовской области приходится на вторичный рынок

При этом в Ростовской области растёт объём продаж рынка автомобилей с пробегом: в среднем на одну новую продавалось шесть машин с пробегом, сообщил Павел Жирнов. То есть шесть от всех покупок в регионе приходится на вторичный рынок.

Лидером по продажам здесь также является LADA (27%). Затем следуют Kia (7,15%) и Hyundai (6,49%).

Что будет с рынком автомобилей и ценами в 2024 году?

По словам руководителя «Открытие Авто» (входит в Группу ВТБ) Марины Дембицкой, на волне новостей об очередном увеличении таможенных пошлин в апреле уже в феврале-марте можно будет увидеть всплеск продаж машин, завозимых по параллельному импорту в Россию через Киргизию.

«Такая логистика пока позволяет частным перегонщикам получать товар на 10-12 тысяч долларов дешевле», — отмечает она.

Пока же машины, закупленные дилерами в прошлом году, воспринимаются покупателями «постаревшими» на год. А так как в декабре не было серьёзного всплеска продаж, говорит Дембицкая, и авторитейлеры не успели освободить склады, у покупателей есть шанс приобрести автомобили по хорошей скидке.

По словам Юрия Авдеева, в январе Ростовская область вошла в тройку лидеров по объёму выдач после Москвы с Московской областью и Санкт-Петербурга с Ленинградской областью. В первый месяц года заём на приобретение автомобиля получили 1250 клиентов на общую сумму 1,9 млрд рублей. Этот результат в 10 раз превысил итоги за аналогичный период 2023 года и стал рекордным для первого месяца года.

По прогнозам экспертов группы ВТБ, февраль с большой долей вероятности приблизит объёмы российского рынка новых машин к отметке в 100 тысяч штук, а в марте при стабильной геополитической ситуации рынок ждёт традиционное весеннее «оживление», на фоне которого он может показать продажи в 120-130 тысяч автомобилей.

В 2024 году на российском рынке вырастет доля китайских автомобилей, поэтому в этом сегменте ожидаются новые бренды и модели.

По словам директора филиала САО «РЕСО-Гарантия» в Ростове Дмитрия Мельникова, страховщики также ожидают роста рынка китайских автомобилей и налаживания инфраструктуры под них, в том числе появления новых дилеров, представительств и СТО.

«Как мы видим, на китайские марки приходится основной объем продаж новых автомобилей, за исключением LADA. Этот тренд сохранится, и мы понимаем, что большинство наших новых клиентов в автостраховании в 2024 году составят покупатели китайских машин», — пояснил он.

Дмитрий Мельников подчеркнул, что продажи новых автомобилей продолжают восстанавливаться. По итогам 2023 года объёмы выросли почти на 60% относительно 2022-го, вслед за этим растут и продажи каско через партнёров.