В Ростовской области не могут подготовить и принять закон о вытрезвителях. И это было бы не так страшно, если бы федеральное законодательство не устанавливало субъектам для этого чёткие сроки. Для Ростовской области они истекли полтора года назад. Проблема в том, что региональный минздрав не может найти общего языка с администрациями Ростова, Таганрога, Шахт и Новочеркасска. Дошло до того, что зампредседателя Заксобрания пригрозил пожаловаться на администрацию этих четырёх городов в прокуратуру и губернатору.
Закон о вытрезвителях в Ростовской области должен был появиться больше полутора лет назад
Проблему в четверг, 29 сентября, вынесли на публичное обсуждение в Заксобрании Ростовской области. По словам первого зампредседателя регионального парламента Сергея Михалёва, федеральный закон о вытрезвителях был принят в 2020 году. В нём говорится, что каждый субъект должен принять свой закон, который бы определял порядок создания и работы подобных учреждений.
В Ростовской области этот документ должен был появиться не позднее марта 2021 года. Однако до сих пор его нет.
— С марта 2021 года мы, по сути, не выполняем федеральный закон, — констатировал Михалёв.
Вытрезвители появятся в четырёх городах Ростовской области
Как рассказала первый замминистра здравоохранения региона Елена Теплякова, в Ростовской области было выбрано четыре города для создания вытрезвителей — в Ростове на 20 мест и в Таганроге, Шахтах и Новочеркасске на 12 мест.
В декабре 2021 года был готов проект областного закона о таких учреждениях. Он предполагал передачу муниципалитетам полномочий «по организации и проведению мероприятий по оказанию помощи лицам, находящимся в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения, включая создание специализированных организаций». Передача областных полномочий предполагает и выделение соответствующего финансирования. Однако министерство финансов Ростовской области тогда заявило, что прежде чем решать, кому какую сумму выделять, нужны расчёты от муниципалитетов, сколько денег им требуется.
— Соответствующие запросы министерство здравоохранения направляло в муниципалитеты много раз, но необходимые расчёты так и не были представлены, — рассказала Теплякова.
Она пояснила, что сначала минздрав просил от городов решить, какие здания они отведут под вытрезвители. Причём это должны были быть уже готовые объекты, готовые к открытию вытрезвителей. Таковых не оказалось. Тогда минздрав предложил муниципалитетам найти хотя бы земельные участки для установки модульных конструкций. Единственное требование — наличие на них коммунальных сетей, к которым можно подключиться.
Города Ростовской области предложили места для открытия вытрезвителей
Что получилось в итоге? Ростов ответил, что в городе есть три теоретически подходящих здания — на Собино, 54; на Межевой, 123-125; и на Шаумяна, 65. Однако там нужен капитальный ремонт. По словам замглавы администрации города по социальным вопросам Елены Кожуховой, чтобы представить по этим объектам расчёты, нужны серьёзные деньги — на сметы, проекты и так далее.
— Чтобы исполнить поручение, нужно иметь ресурсы, — пояснила она, намекая на финансирование из областного бюджета. Но это финансирование, как уже пояснялось выше, не дадут без этих самых расчётов. Получается замкнутый круг.
Другой вариант — участок, на котором минздрав уже сам поставит модульный вытрезвитель. Власти Ростова нашли такой на Суворовском. К установке модуля он будет готов не раньше 2023-2024 года. При этом то, что свозить пьяных со всего города на Суворовский не очень удобно с точки зрения логистики, даже не обсуждалось.
В Таганроге подходящих земельных участков нет. Администрация города решила разместить вытрезвитель в здании площадью 653 квадратных метра на Октябрьской, 75. Однако здесь тоже нужна реконструкция — минимум 7,8 млн на проект и не менее 80 млн на сами работы.
В Шахтах участков тоже нет, но речь именно о сформированных. Потому что свободной земли на территории города много. Местные власти предложили на выбор три варианта образования участков.
В Новочеркасске участок для размещения модульного вытрезвителя предполагается на Мацоты, 28.
Но, поясняет Теплякова, всё это — предварительные предложения.
— От муниципалитетов нам нужно либо конкретное готовое здание, либо конкретный участок. Выбирать один из трёх — не нам. Таким образом, ни у одного муниципалитета нет конкретных предложений. Вопрос о размещении вытрезвителей не решён, значит, не может быть и финансово-экономического обоснования. Дальше работать над подготовкой регионального закона невозможно, — констатировала она.
Взаимопонимания у минздрава и муниципалитетов по вытрезвителям нет
Проблема ещё и в том, что, к примеру, в Ростове считают, что вытрезвители вообще не должны быть головной болью администрации.
— Это медицинская, а не социальная помощь, — говорит Елена Кожухова. — Заниматься этими вопросами было возможно, когда медицина была в структуре муниципалитетов. Сейчас она переходит в ведение минздрава. Предлагаем создать специальные отделения {вытрезвители. — Dоnnews.ru} на базе больниц и финансировать их через расходы медучреждений на пребывание граждан в стационарах.
В ответ на это Теплякова (судя по всему, уже далеко не в первый раз) пояснила Кожуховой, что вытрезвители медицинскую помощь не предоставляют:
— Медицинская помощь — это помощь больным, их мы лечим в специальных учреждениях по диагнозу. А это вытрезвители, они не входят в территориальную программу оказания медицинской помощи.
В Таганроге к теме вытрезвителей подошли более ответственно, чем в Ростове. Здесь, по словам замглавы администрации города по соцвопросам Ирины Голубевой, подсчитали все необходимые затраты. Помимо 7,8 млн на проект и 80 млн на реконструкцию здания на Октябрьской, 75, потребуется ещё (минимум) 5,17 млн рублей в год на оплату труда 17 работников вытрезвителя, 2,9 млн рублей на содержание здания (ЖКХ, налоги и прочее), 2,5 млн на закупку оборудования и 1,9 млн на охрану.
— Принципиально вопрос понятен {с вытрезвителями. — Dоnnews.ru}, но его решение возможно после принятия областного закона и наделения муниципалитетов соответствующими полномочиями и выделения финансирования, — говорит Голубева.
Но, как уже говорилось выше, в минфине Ростовской области очерёдность действий видят по-другому.
В администрациях же Шахт и Новочеркасска говорят, что прежде чем формировать участок под вытрезвитель, сначала надо понимать параметры будущего здания. А их якобы нет. Первый замминистра здравоохранения Ростовской области Елена Теплякова на это отвечает, что есть приказы Минтруда РФ и Минздрава РФ, в которых прописаны все нормативы для подобных учреждений. Каждый город при этом знает, сколько коек ему надо в вытрезвителе. А значит, и подсчитать приблизительные размеры здания — не проблема. Было бы желание.
Заксобрание пригрозило муниципалитетам прокуратурой и губернатором
В итоге ситуация в тупике. Даже Сергей Михалёв, который устраивал встречу, чтобы как-то привести стороны к консенсусу, не нашёл других вариантов кроме прямых угроз.
— Возможно, вы в душе, а возможно и не в душе, считаете, что вопрос {вытрезвителей. — Dоnnews.ru} не нужный, — обратился он к муниципалитетам. — И что в перечне ваших задач он стоит на двадцатом-тридцатом, а то и сотом месте. Но у нас другого выхода нет. Федеральный закон надо выполнять. Сегодня вы препятствуете подготовке закона субъекта, вы нарушаете федеральное законодательство. Вы вынуждаете меня официально обратиться в прокуратуру Ростовской области и перечислить те нарушения, которые, по нашему видению, мешают исполнению требования федерального законодательства. И второе — вы вынуждаете меня обратиться к губернатору.
Насколько Михалёв серьёзен, можно будет узнать достаточно скоро. Сначала решено всё же ещё раз собрать рабочую группу по вытрезвителям (в неё входят представители минздрава области и муниципалитетов) и снова попытаться прийти к каким-то решениям. Если же снова ничего не получится, то, судя по всему, придётся подключать губернатора и прокуратуру.
Поделиться: