Top.Mail.Ru
14,19₽
108,47₽
103,26₽

Молочка в Ростовской области запоздало, но ощутимо подорожает

На рынок давят рост издержки и «Честный знак» Галицкого и Усманова

Молочный отдел в магазине. Фото megapolisonline.ru.
Молочный отдел в магазине. Фото megapolisonline.ru.

Как менялись цены?

По данным Ростовстата, по состоянию на середину ноября литр питьевого цельного пастеризованного молока 2,5-3,2% жирности в Ростовской области в среднем стоит чуть больше 60,7 рублей, литр стерилизованного молока — 82,8 рублей. Год назад цены были, 57 и 80 рублей соответственно. За 9 месяцев этого года в регионе произведено 848,7 тысяч тонн молока, что практически соответствует уровню прошлого года.

Как рассказала donnews.ru пресс-секретарь «Семикаракорского сыродельного комбината» Юлия Крылова, в течение всего 2021 года, как и во все предыдущие периоды, наблюдалось сезонное изменение закупочной цены базисного (жирность 3,4%, белок 3%) молока. Его можно было бы назвать обычным, если не резкий осенний скачок в сторону увеличения. Так, в январе-феврале это было 27,5 рублей за литр, весной случилось сезонное снижение цены на 1%, которое продолжилось летом. В итоге перед началом осени за литр базисного молока комбинат платил 26,8 рублей.

Однако уже в сентябре цена вернулась к зимнему максимуму 2020-2021 годов. В октябре и ноябре рост продолжился.

— В настоящий момент средняя цена литра базисного молока без НДС составляет 29 рублей. Таким образом, в сравнении с летним периодом цена выросла на 5,2%, в сравнении с прошлой зимой — 2,6%, — говорит Крылова.

Директор по маркетингу и развитию компании «Белый медведь» Денис Афанасьев говорит о гораздо более заметном изменении цен. По его словам, с начала года цена на молоко-сырьё выросла как минимум на 20%.

Рост издержек

Причиной для роста цен является увеличение издержек производителей. Подорожали корма, энергоносители, горюче-смазочные материалы, выросли затраты на заработную плату работников.

— Абсолютно все расходы по всем направлениям выросли, — говорит Денис Афанасьев. — Такое ощущение, что поставщики сырья и материалов в этом году устроили соревнование: кто больше поднимет цены.

Так, по информации «Коммерсанта», ещё в октябре этого года гендиректор «Союзмолока» Артём Белов написал письмо в Минпромторг РФ и ФАС РФ о том, что себестоимость производства молока в России из-за девальвации рубля, повышения цен на корма, удобрения, упаковку и роста тарифов выросла с 2020 года на 28%. Себестоимость переработки молока — на 14-16%.

При этом резкий рост издержек не был компенсирован заметным повышением цен на продукцию. В итоге участники рынка, писал Белов, столкнулись со снижением доходности, а зачастую с убытками. Некоторые предприятия даже якобы были вынуждены остановить деятельность.

Как рассказывал «Коммерсанту» вице-президент по региональному развитию «Дамате» Андрей Григоращенко, что молочная продукция с начала 2021 года подорожала к середине октября лишь на 4% при увеличении основных статей затрат на 30–50% год к году.

«По сути, производители приняли на себя всю основную нагрузку по увеличению себестоимости и демпфируют её за счёт внутренней доходности, не перекладывая на покупателей», — заявлял он.

Молочку промаркируют

Затрат добавляют и очередные инициативы федеральной власти. Так, с 2021 года в молочной отрасли началось поэтапное внедрение обязательной маркировки. С 1 июня этого года она обязательна для мороженого, с 1 сентября для товаров сроком годности больше 40 дней (масло, сливки, творог, сгущёнка и так далее) с 1 декабря — меньше 40 дней (кефир, ряженка, йогурты, сырки и так далее).

Затем, с 20 января 2022 года вступает в силу необходимость фиксации выбытия маркированной продукции сроком годности 40 дней и менее через кассы, с 1 июня 2022 года — для продукции со сроком годности более 40 дней. С 1 сентября 2022 года все участники рынка будут обязаны передавать сведения о выводе продукции в виде объёмно-сортового учёта. Наконец с 1 декабря 2022 года маркировка станет обязательной для фермеров, крестьянско-фермерских и подсобных хозяйств.

Что такое маркировка? Это специальный код на упаковке, который помогает отследить путь товара от производителя до покупателя. Его наносят на каждую упаковку молока, сыра или баночку йогурта. Он нужен, чтобы защитить продукты от подделок. Производитель не может взять маркировку с бутылки отборного молока, скопировать и расклеить на обезжиренное молоко: на кассе пробьется только оригинальный код, у которого нет копии.

Все данные поступают в информационную систему «Честный знак», через которую отслеживают оборот маркированных товаров. Это национальная система цифровой маркировки товаров, которая, на самом деле, государственной не является. Система работает на принципе государственного-частного партнёрства. Управляет «Честным знаком» Центр развития перспективных технологий, который, по информации «СПАРК-Интерфакс», на 25% принадлежит госкорпорации «Ростех» (через АО «Концерн Автоматика»), на 25% ООО «Элвис Плюс» венчурного инвестора Александра Галицкого и на 50% ООО «Юэсэм маркировка». Последнее юрлицо на 100% принадлежит ООО «ХК Юэсэм», основным акционером которого (49%) является Алишер Усманов.

— Все же понимают, — говорит Денис Афанасьев из «Белого медведя», — что вводимая система маркировки своей логикой повторяет акцизную систему — форму государственной фискальной монополии, с той разницей, что организация, контролирующая движение маркируемых товаров, лишь на 25% принадлежит государству, а на 75% — частным лицам. Проследите этапы развития рынков, на которых существует государственная монополия (табачный, алкогольный): сильные станут сильнее, слабые — умрут или уйдут в тень. Бремя финансирования этой системы ляжет на конечного потребителя.

По словам Юлии Крыловой, «Семикаракорский сыродельный комбинат» вынужден был потратить значительные средства на приобретение оборудования для маркировки, его пуско-наладку и программное обеспечение.

— Кроме того, теперь к себестоимости готовой продукции дополнительно добавились ежемесячные расходы на приобретение кодов для маркировки, дополнительный фонд оплаты труда работников, занятых непосредственно на маркировке продукции. В перспективе будут ещё дополнительные затраты на техническое обслуживание, ремонт оборудования по маркировке и т. д., — говорит она.

Главная цель маркировки — сделать оборот молочных продуктов прозрачным. Заявляется, что так будет проще отсекать подделки и контрафакт, следить за качеством и регулировать рынок. И молочка тут не первопроходец, маркируют в России уже табак, алкоголь, парфюмерию, лекарства, обувь.

С одной стороны, дело кажется нужным. С другой же очевидно, что это приведёт к росту не только затрат, но и, в случае мелких производителей, непониманию как с этим всем работать. Скорее всего, не каждый мелкий фермер осилит получение усиленной квалифицированной цифровой подписи, установку специальных программ и драйверов, заказ кодов через личный кабинет на сайте «Честный знак» и так далее.

За работу без маркировки попасть в сетевые магазины будет невозможно. Да и штрафы за работу вне новой системы серьёзные. В итоге, говорят многие специалисты, молочный рынок ждёт консолидация, иными словами, выживут только крупные и средние предприятия.

Затраты же на маркировку, как уже говорилось, вынужденно будут заложены в стоимость самой продукции. То есть, оплачивать всю эту систему придётся всё равно потребителям.

На сколько вырастут цены?

Как говорит Юлия Крылова, по прогнозам, в декабре – феврале рост цены на молоко-сырьё еще продолжится и может достигнуть 11% по сравнению с прошлой зимой.

— В структуре себестоимости сыра молоко-сырьё составляет в среднем 73%, поэтому прогнозируемое увеличение цены молока на 11% автоматически влечёт за собой увеличение себестоимости готовой продукции только за счёт сырья на 8%. Значительный рост цен на вспомогательные материалы, энергоресурсы и т. д. привёл к росту себестоимости продукции в среднем на 10%. Мы вынуждены были поднять цену на готовую продукцию, начиная с июля поэтапно в среднем на 8-10%, — говорит представитель «Семикаракорского сыродельного комбината».

О вынужденной необходимости повышать цены на свою продукцию заявляет и Денис Афанасьев.

— «Белый медведь» использует в качестве сырья исключительно свежее молоко лучших местных фермерских хозяйств. Поэтому, когда происходят такие повышения, мы вынуждены пересчитывать и наши отпускные цены. Часть такого повышения мы всегда берём на себя, стараясь, чтобы оно минимальным образом отразилось на наших потребителях. Тем не менее, для сохранения плановых показателей рентабельности, вынуждены также поднимать цены на готовую продукцию, — рассказал он.

Как пишут «Известия», в начале ноября Министерство сельского хозяйства направило в правительство доклад «О ценах производителей (по состоянию на 27 октября)». Единственная позиция, по которой в документе допускается рост цен, — это молочная продукция.

«С учётом роста себестоимости производства, а также дополнительных затрат предприятий в связи с введением с 1 сентября 2021 года обязательной маркировки молочной продукции со сроком хранения более 40 суток возможен отложенный, экономически обоснованный рост цен на молочную продукцию», — отмечено в докладе ведомства.

На сколько именно вырастут цены — не указывается. Однако, судя по другим группам продовольственных товаров, это будет совсем не 1-2%. Тем более, что теперь Минсельхоз РФ фактически санкционировал этот процесс.

#