Строительство гидроузла на Дону в хуторе Арпачин Багаевского района планируют начать в следующем году, а завершить к 2020 году. Пока же формируется техническое задание.
Хутор Арпачин, где будет происходить строительство
Напомним, что 29 февраля премьер-министр Дмитрий Медведев подписал распоряжение о включении проекта в стратегию развития внутреннего водного транспорта РФ до 2030 года. Финансироваться проект будет за счёт федерального бюджета. Затраты на его реализацию составят около 22 млрд рублей. Необходимость строительства такого гидроузла обсуждалась сначала в 1950-х, потом дискуссия продолжилась в 1980-е годы, но денег тогда так и не выделили.
Манычская, часть которой также попадёт под затопление
Проект предусматривает строительство судоходного шлюза, рыбопропускных сооружений, плотины и инженерных сооружений, предохраняющих от затопления и подтопления территорий. Планируется, что это поможет справиться с проблемой маловодья Дона и предотвратить обмеление Цимлянского водохранилища.
Учёные Южного научного центра Российской академии наук (ЮНЦ) провели расширенное заседание президиума, на котором поделились своими сомнениями по поводу предлагаемого строительства. По их мнению, есть целый ряд вопросов, ответить на которые необходимо до начала реализации проекта. Donnews.ru собрал аргументы «за» и «против», а также выделил спорные моменты.
Аргументы «за»
Строительство гидроузла, как предполагается, позволит решить проблему водоснабжения, которая особо остро строит в шахтёрских территориях, а также развить судоходство и наполнить водой малые реки. Кроме того, остро нуждается в воде Новочеркасская ГРЭС — самая крупная угольная электростанция и самый крупный водопотребитель ЮФО.
Как отметил начальник отдела охраны окружающей среды электростанции Александр Антоненко, Багаевский гидроузел был спроектирован десятки лет назад и Новочеркасская ГРЭС была построена с учётом его строительства.
— Несколько последних лет низкий уровень воды приводит к тому, что надёжного электроснабжения со стороны Новочеркасской ГРЭС мы добиться не можем. В 2015 году мы не выполнили план на 30%, а значит, страна недополучила 30% электроэнергии, и какая-то отрасль попала в убыток. Чистый убыток Новочеркасской ГРЭС в прошлом году составил 100 млн рублей. Новочеркасская ГРЭС — самая большая угольная электростанция, и понижение уровня воды в Дону приводит к кризису в угольной промышленности, потому что 65% угля, добываемого в Ростовской области добывается целенаправленно для нужд Новочеркасской ГРЭС.
За строительство Багаевского гидроузла выступили и производители прудовой рыбы. Например, директор ОАО «Семикаракорская рыба» Александр Мандрыко сообщил, что все пять предприятий ассоциации «Большая рыба» берут воду из реки Сал. Но воды в реке, даже весной, когда, казалось бы, должно быть половодье, почти нет.
— Было бы больше водички, можно было бы увеличить объём производства рыбы. Решение вроде как найдено — строительство Багаевского гидроузла. Благодаря ему вода в Дону поднимется где-то на 2,5 метра, значит, на метр поднимется и в Салу, — рассказал он.
Аргументы «против»
Между тем председатель Южного научного центра академик Геннадий Матишов отметил, что в Ростовской области насчитывается порядка 7-8 тысяч прудов и большинство из них — вырыты без разрешений. Это — ещё одна статья расхода воды, она никем не контролируется, никак не компенсируется.
Противники строительства Багаевского гидроузла в своей петиции к президенту Владимиру Путину отмечают, что в Дону только начали возрождаться осетры, растёт количество шемаи. Строительство гидроузла, по их мнению, окончательно уничтожит всю ценную донскую рыбу вместе с Багаевским рыборазводным заводом.
Как отметили учёные, такой вариант развития событий возможен. По словам заместителя председателя ЮНЦ Сергея Бердникова, при строительстве канала «Волго-Дон» было рассчитано, что по верхнему бьефу база рыбной промышленности вырастет в 20 раз, при этом ожидался значительный ущерб на нижнем Дону — падение количества белуги, осетра, севрюги, рыбца и донской сельди на 75%. Чтобы компенсировать ущерб, были созданы Рогожкинское рыбоводческое хозяйство, Рогожкинский рыбоводный завод и Узякское нересто-вырастное хозяйство, Аксайско-Донской осетрово-рыбцовый завод по выпуску 2,7 млн штук молоди осетра и 22 млн штук молоди рыбца. Сейчас же речи о создании таких предприятий не идёт, а значит, восполнить ущерб будет нечем.
Также не проведена оценка убытков от затопления земель. По словам академика Матишова, затопленными окажутся дорогостоящие плодородные земли — 187,2 гектара в Азовском районе, 46,3 гектара в Багаевском, 68 гектаров в Волгодонском, почти 100 гектаров в Цимлянском районах.
Под воду уйдут виноградники. Подтопленными окажутся хутор Арпачин и станица Манычская, а также различные памятники, в том числе, памятники Великой Отечественной войны. В конце концов, придётся затопить кладбища, а старожилы до сих пор помнят, как после строительства Цимлянского водохранилища на его поверхность всплывали гробы...
Академик Матишов посетил места, которые попадут под затопление
Среди минусов строительства Багаевского гидроузла — подъём грунтовых вод, в которых превышено содержание соли, что приведёт к засолению и заболачиванию почв. Кроме того, по мнению директора технического департамента АО «Ростовводоканал» Игоря Троня, разлив воды на большие территории приведёт к тому, что вода будет больше прогреваться, что поспособствует размножению сине-зелёных водорослей, а это может сказаться на качестве питьевой воды.
Спорные моменты
Не хватает воды и для судоходства. Для него необходим гарантированный судоходный пропуск воды в Цимлянском водохранилище 340 кубометров в секунду, а по факту есть только 180 кубометров в секунду. Как рассказал Геннадий Матишов, сейчас используются грузовые суда водоизмещением до 5 тысяч тонн, при этом они ходят с недогрузом. По мнению учёного, целесообразней строить суда-трёхтысячники, ведь даже после строительства гидроузла потребуется время для повышения уровня воды. По словам Матишова, можно пойти по пути строительства кораблей-катамаранов — у них очень низкая осадка и при этом очень высокая грузоподъёмность. Такие суда используются, например, в Норвегии.
Вкладывая в строительство Багаевского гидроузла, необходимо также учитывать климатические особенности. По словам заведующего отделом изучения экстремальных природных явлений и техногенных катастроф Южного научного центра РАН, Олега Степаньяна, климат в Ростовской области становится суше и холоднее.
— Но это не значит, что летом будет +10 °С. Это значит, что на 5-6 зим в рамках нормальной температуры может приходиться одна суровая, которая просто всё погубит. Вода промёрзнет, а в Азовском море суда встанут. Такая ситуация произошла в 2012 году, когда буквально за 2 дня десятки судов вмёрзли в лёд. Это случилось в феврале, и до середины апреля море таяло.
Цимлянское водохранилище, фото webmandry.com
По словам Олега Степаньяна, после этого происшествия было решено, что на Азовском море необходимо строить новые ледоколы. Но пока дальше планов дело не пошло. Сейчас их всего три — «Демидов» в Азове, «Мошков» в Ейске и ещё один в Мариуполе.
— Как показал 2012 год, они не могут справиться с ситуацией. Так что если климат и дальше будет меняться, если у нас будет увеличиваться зимний период, раньше замерзать и позднее таять лёд, вложения в строительство гидроузла и развитие судоходства могут не оправдаться. Климатический расчёт должен был сделать верно. Тем более, в отличие от строителей Цимлянского водохранилища, у нас есть информация об изменениях климата и уровне водности за более долгий период, есть математические модели и компьютерные технологии.
Ледокол капитан «Мошков»
Действительно, расчёты, сделанные при строительстве Цимлянского водохранилища и канала «Волго-Дон», не совсем себя оправдали. В расчёт брались самые водные годы ХХ века — 1914, 1941-1942. В 1952 году, когда водохранилище было построено, воды было уже не так много, а затем и вовсе пришли засушливые годы — этот период длится до сих пор. По словам академика Матишова, климат цикличен, и кто знает, не приведёт ли строительство Багаевского узла к подтоплениям, если вновь начнутся водные годы?
Прежде чем начинать столь масштабное строительство, необходимо провести инвентаризацию водных ресурсов — оценить, сколько есть воды и где происходят потери. Например, когда строилось Цимлянское водохранилище, ещё не были построены водохранилища на Северском Донце в Донбассе и Воронежское водохранилище. Их не учитывали, а объём изъятия ими воды в разы больше, чем принимает Цимла.
Ещё один важный момент, на который обратили внимание учёные, — запустение, в которое пришла созданная в советское время инфраструктура. Цимлянское водохранилище было построено с расчётом на 50 лет. В советское время состояние водоёма постоянно отслеживали, по всему бассейну Дона были рассредоточены гидрометеостанции, в которых делались замеры уровня воды, состояния дна. Академик Матишов предложил провести исследование — пробурить дно, чтобы выяснить, насколько оно поднялось за эти годы. Ведь под действием волн и ветров происходит абразия — в год до нескольких метров берега могут уйти под воду и лечь на дно.
Ещё при строительстве «Волго-Дона» для орошения были построены земляные оросительные каналы. С учётом потерь на фильтрацию, испарение, холостые сбросы их КПД составлял 40-50%. Были предусмотрены мероприятия по повышению КПД до 65-80%, но их так и не провели. Теперь же часть каналов и вовсе заброшена, площадь орошения сократилась более чем вдвое, но расход воды остался прежним.
Потери воды происходят из-за перегораживания малых рек запрудами, из-за того, что водоотводные каналы не расчищают, из-за запустения оросительных каналов. Кроме того, перестали сажать лесополосы, из-за чего ветра наносят песок.
По мнению учёных, оценив масштаб всех водных потерь, можно принять меры и сократить их в разы.
Проект Багаевского гидроузла должен будет пройти шесть экспертиз, прежде чем его одобрят и начнут реализовывать. Своё заключение даст и ЮНЦ РАН. Пока же у учёных слишком много вопросов, найти ответы на которые лучше бы ещё на предпроектном этапе. Пока для этого сделан небольшой шажок — создана рабочая группа. В неё, помимо чиновников, вошли учёные, энергетики, представители рыболовной и судоходной отрасли. Включили в неё и академика Матишова. Остаётся надеяться, что вместе им удастся учесть интересы жителей Ростовской области и найти оптимальное решение, которое не навредит экосистеме Азовского моря.
На правах рекламы:
Лучшие порепродукты и рыба оптом по ссылке на сайте: можно узнать больше о продукции и сделать заказ.