Ежедневно донские таможенники оформляют несколько тысяч большегрузов, но лишь десятая часть из них проходит досмотр. В Ростовской области это происходит на двух таможенно-логистических терминалах, расположенных в непосредственной близости от границы с Украиной. На одном из таких терминалов — Новошахтинском — на днях побывал корреспондент donnews.ru и выяснил, как заморские товары проходят таможенную «очистку».
Административное здание ТЛТ "Новошахтинский"
Подъезжающего сюда встречает внушительная вывеска «Таможенно-логистический терминал “Новошахтинский”», видимо, чтоб с другими организациями не перепутали. Впрочем, других организаций рядом нет. Терминал стоит в чистом поле, а позади высится местная Фудзияма — старый шахтовый отвал.
Входящего в офисное здание встречают пустые коридоры.
— Очереди нет, потому что более 95% коммерсантов перешли на электронное декларирование, — видя моё удивление, поясняет замначальника Несветайского таможенного поста Александр Панасовский. — А с 1 января эта норма станет обязательной для всех предпринимателей, занимающихся внешнеэкономической деятельностью. Это раньше народ толпился, спорил, ругался, а сейчас куда-то ехать не надо. Сидя в офисе, заполнил декларацию, поставил электронную печать, заплатил пошлину — и товар едет дальше по стране.
Так терминал выглядит на макете
Чуть не забыл: надо объяснить, почему Несветайский таможенный пост находится в Новошахтинске.
Терминал начал работу в 2011 году, а раньше здесь находилась огромная стоянка для автомобилей, поступающих в Россию из-за рубежа. Практически все машины производства Запорожского автозавода — сначала Chevrolet Lanos, затем ZAZ Chance. Потом, когда «Дженерал моторс», под чьей маркой машины выпускались, обанкротился и поток авто иссяк, владельцы компании ООО «Южные транспортные линии» (входит в ГК «Российские транспортные линии», Санкт-Петербург) с одобрения властей построили на территории офисное здание, склады, спецпомещения для таможни и оформили лицензию. Сюда же перебазировался Несветайский таможенный пост.
Замначальника Несветайского таможенного поста Александр Панасовский
Обязанности частного бизнеса и госструктуры чётко распределены. Таможня бесплатно выполняет все возложенные на неё обязанности, а частники зарабатывают на стоянке, таможенном сопровождении, помощи в оформлении, хранении грузов и многим другим, чем государство себя обременять не пожелало. Сё это и называется ГЧП. Плоды такого сотрудничества налицо — второй год подряд ТЛТ «Новошахтинский» признаётся лучшим в стране таможенным логистическим терминалом.
Контора пишет и считает
Как и какие грузы проверяют, мне пообещали показать позднее, а для начала провели экскурсию по кабинетам, где оформляют декларации. На первом этаже здания расположены две комнаты. На первый взгляд, довольно тесно: столы стоят впритык. Но в тесноте да не в обиде. Места хватает всем — и сотрудникам, и цветам, и даже шкафчику, на котором в качестве напоминания наклеены два антикоррупционных плаката, которые гласят, что брать взятки — нехорошо!
Коррупции — таможенный заслон!
Впрочем, как пояснил Александр Панасовский, поводов для обвинения таможенников в коррупции с каждым годом становится всё меньше. И введение электронного документооборота, по его словам, лишнее тому подтверждение.
— Когда декларация поступает к нам, отправитель получает сообщение, что его документ зарегистрирован и поставлен в очередь. В течение следующего рабочего дня декларация уже готова, остаётся уплатить пошлину, и всё — процесс «очистки» товара на территории страны завершён. Удобство в том, что, сидя в офисе во Владивостоке, предприниматель может спокойно оформить свой груз на территории области и тут же его продать, — сообщил Александр Панасовский.
— А как же досмотр товара? — интересуюсь, кивая в сторону складов.
— Досматривают в среднем лишь 10% грузов. Всё, что приходит в страну, физически проверить невозможно, — говорит таможенник.
— А кто решает, какие именно грузы проверять? — интересуюсь.
В тесноте да не в обиде
— Есть специальная программа, которая оценивает риски. Например, может вызвать подозрение разница в цене на один и тот же товар. Один предприниматель среднюю цену указывает, второй — гораздо ниже. Не исключено, что во втором случае владелец пытается снизить сумму платежей, — поясняет Панасовский.
— Говорят, что сейчас обязательно проверяют все товары под маркой Made in Ukraine, это так? — спрашиваю.
— Я бы не сказал. К примеру, идёт мебель из Украины, и эта же страна указывается, как производитель. Мы начинаем проверять, но выясняется, что на самом деле мебель произведена в Польше. Разница очень большая: Украина входит в СНГ, поэтому таможенная пошлина не уплачивается, в отличие от польских товаров. И, наконец, проверки могут проводиться, когда есть оперативная информация, что на территорию должны поступить запрещённые к провозу грузы или владелец попытается обмануть государство, — говорит таможенник.
Из тёплого помещения не хочется выходить, но служебный долг толкает на мороз.
На стоянке несколько десятков большегрузов с польскими, украинскими, румынскими номерами...
Фуры терпеливо ждут своей очереди
Поляк Ежи с напарником привезли товар и находятся на стоянке вторые сутки. На вопрос, как долго приходится ждать оформления и досмотра, Ежи отвечает, что пять дней максимум.
— Обычно пару дней, — не больше. Главное попасть в рабочий день — в субботу они не работают. Мы стараемся побыстрей пройти, иначе дорого, — пояснил водитель. — Стоянка в сутки обходится 2 тысячи рублей!
— А ночуете где? — спрашиваю.
— В машине есть всё для жизни, — улыбается Ежи, и напарники лёгкой рысью бегут к фурам.
Гендиректор ООО «Южные Транспортные Линии» Максим Рымашевский
На вопрос, были ли планы построить здесь гостиницу для водителей, гендиректор ООО «Южные Транспортные Линии» Максим Рымашевский, что изначально это в планах было строительство, но выяснилось, что водители всё равно будут ночевать в машинах.
— Владельцы груза всячески оптимизируют расходы, — констатирует Максим Рымашевский.
Идём на склад. Половина его заполнена: своего часа ждут цветочный грунт из Кореи, многочисленные коробки с одеждой. Рядом ставят коробки с запчастями. Для опасных грузов есть специальное помещение, поясняют.
Сканер просветит всё
— Летом раков везли много. Очень много. Везли из Еревана чуть ли не каждый день, — делится с корреспондентом работник склада.
— А кинологи часто бывают? — спрашиваю.
— Когда есть подозрительный груз, тогда приезжают. Вот недавно разгружали пищевой мак, приехали люди в погонах, собачка понюхала, ничего не нашла. А так привозят всё подряд, разве что продукты нечасто, — сообщил работник и, подгоняемый коллегами, продолжил работу.
В стороне от того места, куда на разгрузку становятся фуры, установлен чудо-аппарат. Он, оборудованный современным сканером, видит всё. По крайне мере должен видеть.
— А если туда ручку сунуть или книгу, увидит? — спрашиваю.
— А то! — говорит таможенник и предлагает показать, как происходит вскрытие, если возникло подозрение в наличии посторонних предметов.
Мужчина ловко вскрывает ящик с одеждой, достаёт пакет с шортами и внимательно их рассматривает — позирует. Кадр получается довольно забавным.
Коротка кольчужка...
От зрелища отвлекает предложение провожатого: «Пойдёмте, мы вам мебель покажем, там из Румынии целая фура прибыла». Далеко идти не пришлось: стулья, кровати и прочие мебелЯ выгрузили в соседнем складе.
Как выяснилось, конечный пункт назначения — Грозный. Может, ОН или его родственники сам будет восседать на данном стуле. Мебель действительно качественная. Стульчик аккуратно заворачивают и упаковывают в ящик.
— А почему Румынию проверили, какие могут быть подозрения? Румыния числится в документах, Румыния — на этикетках? — не отстаю от провожатого.
— Мы первый раз из этой страны получаем мебель, поэтому, видимо, программа посчитала, что надо проверить, — отведя глаза в сторону, ответил таможенник.
VIP-стульчик поедет в Грозный
И всё же: программа программой, но в неофициальных беседах звучало, что досмотр грузов, несомненно, зависит и от взаимоотношений между странами. В августе поверяли каждую машину с Родины Тараса Шевченко... Тогда Онищенко в конфетах «Рошен» нашёл что-то вредное для россиян.
Знакомство с Новошахтинским терминалом закончилось без «жареного».
— У нас не так часто находят что-то запрещенное, словно оправдываясь, говорит таможенник. — Сейчас в подавляющем большинстве коммерсанты дорожат своей репутацией.
На Ростовском таможенном посту груз даже не видят
Через час мы были на Ростовском таможенном посту. Там, как и в Новошахтинске, нет очередей, 99% деклараций поступают в электронном виде. А если возникает подозрение, груз для досмотра отправляют в Новошахтинск. Что с ним происходит дальше — вы уже знаете.