Введение Россией продуктового эмбарго привело к повышению доли отечественных товаров на прилавках торговых сетей. Так, по словам директора департамента потребительского рынка Ростовской области Ирины Теларовой, доля товаров, произведённых в регионе, на полках крупных торговых сетей возросла на 15%. Во многом это произошло благодаря закупочным сессиям, которые позволяют местным производителям «зайти» в сети, минуя звено дистрибуции.
Журналист donnews.ru попытался разобраться, как налажена эта работа, а также узнал, как это отражается на потребительских ценах.
Динамика роста цен в Ростовской области замедлилась
Уровень инфляции в Ростовской области в январе-феврале 2016 года составил 8,3%. Как сообщила директор регионального департамента потребительского рынка Ирина Теларова, темпы роста инфляции замедлились: за аналогичный период 2015 года увеличение составило 16%. Этому способствовало снижение индекса потребительских цен и покупательской способности населения.
По прогнозам заместителя руководителя территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Ростовской области Марины Самойловой, в ближайшие два-три месяца нового роста инфляции не ожидается.
— Никаких оснований для существенного роста цен нет. Кроме того, рост цен ограничивается снижением покупательской способности. Это сейчас является основным действующим фактором и инфляционного роста, и роста объёма продаж. Торговля, конечно, не может идти на повышение цен, как и производители, потому что покупатели не смогут купить продукцию. И это принципиальный движущий фактор сегодняшнего состояния потребительского рынка.
С тем, что падение покупательской способности населения сдерживает рост цен, согласна и Ирина Теларова. По её словам, местные поставщики, товар которых представлен в крупных федеральных сетях, сообщают о том, что их продукты на прилавках порой продают по цене даже ниже той, что была оговорена на закупочных сессиях. То есть ритейлеры, понимают, что возможности жителей стали более скромными, и в ряде случаев идут на снижение цены.
Закупочные сессии позволяют снизить стоимость товаров на полках
Департамент потребительского рынка Ростовской области ежегодно проводит несколько крупных закупочных сессий с руководством торговых сетей. Этот формат зарекомендовал себя лучше всего, так как зачастую федеральные компании принимают решение о закупках товара в других регионах. Местный менеджмент, как правило, закупает товары только в категории «фрэш». Закупочные сессии же позволяют пригласить в регион топ-менеджмент компаний и устроить им встречу с местными поставщиками напрямую. Ирина Теларова отметила, что закупочные сессии позволяют снизить стоимость товаров на полках, так как из цепочки исключаются дистрибуция.
Особо актуальными подобные сессии стали в связи с необходимостью импортозамещения. И они приносят свои плоды: так, общая доля товаров местных производителей в сетях выросла за год на 15%, а по некоторым позициям достигла 90%. Например, доля местных круп в сетях достигает 80%, хлеба — 90%, колбас — 52%.
А вот с молочными продуктами производства Ростовской области ситуация не столь радужная: их доля в торговых сетях всего 23-24%.
Стоит отметить, что продуктовое эмбарго послужило дополнительным стимулом для ритейлеров обратить внимание на отечественных производителей. Например, в 2015 у одного из крупнейших федеральных ритейлеров Х5 Retail Group (магазины «Перекрёсток», «Пятёрочка», «Карусель») появилось более 800 новых поставщиков в регионах присутствия компании, их общее количество превысило 6000 по стране. Большинство новых поставщиков — российские.
Директор Южного дивизиона федеральной торговой сети «Пятёрочка» Геннадий Таран рассказал о том, как проходят закупочные сессии в регионах.
— При содействии правительств регионов мы регулярно проводим Дни поставщика и торгово-закупочные сессии, которые посещают в среднем 30-50 местных производителей. Это идеальная возможность непосредственно познакомиться с нашими закупщиками и получить компетентные советы и ответы из первых уст. Подробно рассказываем об условиях сотрудничества, о процедуре оформления документов, о востребованности различных категорий продуктовых товаров. Фактически мы учим производителей, в каких объёмах лучше расфасовать товар, как оформить упаковку, организовать грамотный маркетинг. То есть сделать так, чтобы товар был востребован.
Проделанная с поставщиками разъяснительная работа принесла свои плоды — в каждом регионе в торговой сети «Пятёрочка» представлены местные производители. Их доля в хлебобулочных изделиях составляет почти 100%, около 60% — в сегменте молочной продукции и напитках, 40% — в «заморозке».
— Мы заинтересованы в том, чтобы в каждом регионе в наших магазинах была представлена продукция тех производителей, к которым неравнодушны именно покупатели, — отметил Геннадий Таран. — Ведь объёмы реализации зависят не от наличия товара на полках магазина, а от покупательского спроса. Наши пожелания к местным производителям — искать конкурентные преимущества перед товарами, которые представлены на региональном, федеральном и международном рынках. Нужно перенимать схемы, которые позволят продукции быть интересной покупателю.
Производители, попавшие в сети, повышают качество и увеличивают объём продукции
Работа с крупными федеральными торговыми сетями даёт дополнительный импульс для развития местных поставщиков. Как рассказал гендиректор НОП «КПП Ставропольский», после начала сотрудничества с «Пятёрочкой» производство продукции потребовалось увеличить.
— Мы поставляем нашу продукцию в магазины «Пятёрочка» по всему Южному федеральному округу. Наш комбинат пищевых производств не испытывал трудностей при вхождении в состав поставщиков Х5 Retail Group. Поскольку мы единственный винный завод, получивший патент на производимую нами эксклюзивную линейку плодовых вин с фруктами, которая не имеет аналогов в России, компании Х5 Retail Group была заинтересована в нашей продукции. После начала нашего сотрудничества объёмы производства нашего завода увеличились на 25%. Мы создали больше рабочих мест, теперь закупаем комплектующие — пробки, этикетки, бутылки. Кроме этого, у нас увеличилось количество акцизов, что привело к пополнению бюджета за счёт налогов, которые мы регулярно платим. Кроме этого, возросла узнаваемость нашего бренда и лояльность потребителей к нашим винам.
Как отметил коммерческий директор ЮД «Приазовская фабрика» (производит яйцо, мясо птицы и др.) Антон Садунов, помимо дополнительных возможностей сотрудничество с крупными ритейлерами ставит перед производителями дополнительные задачи по повышению уровня качества продукции.
— Наша продукция представлена в магазинах «Пятёрочка», «Карусель» и «Перекрёсток» по всей Ростовской области, в том числе в таких городах, как Астрахань, Волгоград и Краснодар, а также в республике Северного Кавказа. Общий объём поставляемой продукции на сегодняшний день составляет 2,5 тонны в месяц. Каких-либо проблем для того, чтобы войти в состав поставщиков Х5, не испытывали. Стоит также отметить, что высокие стандарты качества, предъявляемые компанией для размещения на полках их магазинов, побудили нашу фабрику повысить уровень и качество производства.
Таким образом, проведение закупочных сессий в регионе зарекомендовало себя как действенный механизм привлечения в сети продукции российских производителей, что позволяет видеть на прилавках качественные товары по более доступным ценам. Стоит отметить, что потребитель поддерживает эту практику рублём: по словам Ирины Теларовой, жители Ростовской области стали проявлять больший продовольственный патриотизм, то есть отдавать предпочтение продуктам местного производства. По её словам, этот вид патриотизма с 2013 года возрос на 27%.