За последний год система радиовещания в Ростовской области сильно изменилась: на рынок пришли государственные радиостанции, всё шире становится вещание на нижних частотах, при этом объёмы рекламы на радио значительно сокращаются. Donnews.ru попытался разобраться в тенденциях развития радио в Ростовской области и проблемах местного радиорынка.
В Ростовской области существуют лишь три самопрограммируемые станции
По данным Роскомнадзора, всего на территории Ростовской области действуют 67 вещателей, большинство из которых частные. Пять распространяют федеральные общероссийские радиоканалы: ВГТРК («Радио России», «Маяк»), ЗАО «Межгосударственная телерадиокомпания “Мир”» («Мир»), АО «Издательский дом “Комсомольская правда”» («Радио “Комсомольская правда”»), ООО «101 и К» (р/к «Ди FM»), ООО «Аура-Радио» («Дети FM»). Пять радиостанций прекратили существование или приостановили свою работу: «Казачий Дон», «Донская волна — радио южных дорог», «Радио Рекорд в Ростове», «Радио Тихий Дон», «Сальское радио».
Большинство радиостанций Ростовской области (как частные, так и государственные) работают в музыкальном формате и вещают 168 часов в неделю. При этом лишь несколько радиостанций являются самопрограммируемыми, то есть сами подбирают музыку и создают новостные выпуски. Это «FM на Дону», «Ростов FM», «Радио Ростова» и «Monte Carlo Rostov».
Радио вещает там, где живёт рекламодатель
Ростовская область покрыта радиовещанием очень неоднородно. Территория покрытия зависит от двух важнейших факторов: рекламных сборов и расположения радиопередатчиков.
В условиях кризиса доходы радиостанций от рекламы упали. По данным гендиректора «Радио Ростова» Марины Атчиковой, падение в среднем составило 20%, а в отдельных категориях, как, например, «авто», спад и вовсе катастрофический — на 60-70%.
Все вещатели хотят получить лицензию на вещание в Ростове: именно здесь есть рекламодатель и аудитория, которая интересна рекламодателю. Чем дальше в глубинку, тем сложней с рекламой, а следовательно, эта территория менее интересна для радийщиков. Глава информационного холдинга «Дон Медиа» Анатолий Максак добавляет, что в условиях кризиса в маленьких городах реклама вовсе стала исчезать с рынка.
— Более-менее крупные города, к примеру Таганрог и Волгодонск, тоже пострадали, но в большей степени продажи рекламы упали на малых рынках — в Морозовске, Матвеевом-Кургане, Тацинской, Белой Калитве, Сальске, — рассказал Анатолий Максак.
Повод для оптимизма есть, но, к сожалению, пока только в Ростове. В FM-пространстве Ростов — низкоконкурентный город. Долгие годы в области не разрабатывался нижний FM — от 87,5 МГц до 100,0 МГц.
— Для города-миллионника ещё десять лет назад считалось нормальным существование 25-30 радиостанций, — говорит Марина Атчикова,— а в Ростове было всего лишь 13. В последний год начали открываться новые станции, но рынок всё ещё не насыщен. Именно поэтому в коммерческом плане все игроки радиорынка чувствуют себя вполне хорошо.
Радиопередатчики ставят только в коммерчески выгодных населённых пунктах
Радиостанции сами решают, сколько радиопередатчиков и где именно установить. Но прежде чем ставить передатчик, станция должна пройти длинный путь — от разработки частоты до получения разрешения на её использование.
Перед тем как получить частоту, радиостанции необходимо её разработать, а если частота разрабатывается в населённом пункте более 100 тысяч человек — передать её в Федеральную конкурсную комиссию по телерадиовещанию, которая выставит частоту на конкурс. При этом не факт, что эта частота достанется именно этой радиостанции.
Жирным и тёмным цветом на схеме выделены районы с наибольшим покрытием вещания, схема предоставлена холдингом «ДонМедиа»
Как правило, выбор места для установки радиопередатчика зависит опять же от наличия в этом месте рекламодателей и тех, кого реклама должна заинтересовать. По большей части радийщики рассматривают районы с населением больше 100 тысяч человек. Один радиопередатчик рассчитан на вещание только одной радиостанции. Зона его вещания зависит от многих факторов, наиболее значимыми из которых являются мощность передатчика, высота подвеса антенны, электромагнитная обстановка (на языке обывателя — наличие соседних мешающих радиостанций, вещающих на смежных частотах). Кроме того, не следует забывать о состоянии атмосферы и рельефе местности. Поэтому если говорить об уверенном приёме, то на практике радиус вещания составляет от 20 до 40 километров.
Как поясняет Анатолий Максак, радиостанция может арендовать радиопередатчик, может его купить, может поставить на своей вышке, а может на арендованной. Но каждый передатчик предполагает расходы на установку и обслуживание. А они напрямую зависят от возможностей рекламного рынка.
— Допустим, радиостанция захотела поставить радиопередатчик в Ремонтном. Там есть одна вышка, она принадлежит Российской телевизионной и радиовещательной сети. Станция может установить там передатчик и платить за него деньги. Но для того чтобы содержать этот передатчик, в Ремонтном должна собираться реклама, хотя бы в ноль выходить. Но там нет рекламного рынка. Именно поэтому частная радиостанция туда не придёт. А если речь идёт о Таганроге или Шахтах, там передатчик будет окупаться за счёт рекламы. Значит, есть смысл его ставить, — говорит Анатолий Максак.
В связи с неравномерным развитием районов Ростовской области и нежеланием радийщиков устанавливать передатчики на невыгодных для себя условиях, не у всех жителей региона есть возможность слушать радио.
— Наиболее насыщенный регион вещания FM-радиостанций — это Ростов и прилегающие населённые пункты в радиусе 40 километров. Здесь слышны практически все ростовские радиостанции. Ещё я бы отметил такие «радиоострова», как Волгодонск, где работают 17 FM-радиостанций, Сальск и Каменск-Шахтинский — по 9 радиостанций; в Шахтах FM-радиостанции принимаются на 8 частотах, в Таганроге установлено 6 радиопередатчиков, в Новочеркасске и Гукове — по 5 радиостанций. Про другие территории нашего региона такого не скажешь, — говорит Анатолий Максак.
Своего вещания нет в Пролетарске, Егорлыкской, Багаевской, Зимовниках, Ремонтном, Заветинской. Зато в Белой Калитве и Морозовске вещают по несколько радиостанций.
Государственные радиостанции меняют провод на FM
Главной тенденцией последнего года является выход на рынок и в FM-пространство государственных радиостанций. Причин таких изменений несколько. Во-первых, в Ростовской области тех, кто слушает радио на средних (СВ), ультракоротких волнах (УКВ) и на проводах, становится всё меньше. FM-приёмники появились практически в каждой квартире.
Во-вторых, вещание по проводам давно неперспективно с экономической точки зрения. Аудитория слушателей стабильно уменьшается и, как следствие, рекламодатели уходят.
В-третьих, государство стало рассматривать радио как пропагандистский, а не только как коммерческий продукт. Как поясняет Марина Атчикова, традиционно считалось, что FM-радио — развлекательное, и оно не рассматривалось как средство информирования.
— Поэтому раньше государство никогда не шло в FM, для него эти частоты не были приоритетными. Сейчас из-за всех политических событий по всей России принято решение усилить роль государства в FM-диапазоне. И если раньше у нас не было ни одной государственной радиостанции, то теперь целых три, — говорит Марина Атчикова.
Так, в этом году с ультракоротких волн (УКВ) в FM-диапазон перевела вещание Всероссийская государственная телевизионная и радиовещательная компания (ВГТРК).
В Ростовской области вещание в FM-формате с 12 января начала старейшая в регионе радиостанция «Радио России». По проводам её ещё можно услышать, но от вещания на СВ и УКВ она отказалась. Начальник службы радиовещания ГТРК «Дон-ТР» Александра Крамаренко рассказала, что за счёт перехода в FM-формат они намерены приобрести ещё 2 млн слушателей, в том числе молодых.
За место на радиорынке поборется государственная станция
С этого года на частоте «Радио Рекорда» 100,7 FM начала вещать радиостанция «FM на Дону», которая принадлежит государственному унитарному предприятию Ростовской области «Дон Медиа». По словам Анатолия Максака, главная задача этой радиостанции — информировать население Ростовской области о жизни региона.
— Из сетей наилучшее проникновение в область, включая удалённые её окраины, имеет ТРК «Тихий Дон» (бывшее ЗАО «Медиагруппа Южный Регион»), транслирующая «Вести FM» и новую областную радиостанцию «FM на Дону». Сеть включает 17 передатчиков и охватывает вещанием 2,3 млн жителей региона. Благодаря созданию новой радиостанции «Тихий Дон» 88% жителей региона имеют возможность слушать региональные новости. А это уже очень серьёзный информационный ресурс, которого у области в современной истории, до сих пор не было, — говорит Анатолий Максак.
Пока продолжается переформатирование радиостанции, и в ближайшее время её ещё ждёт ребрендинг. Учитывая задачи государственного вещания, коллектив намерен увеличить долю информационного вещания до 30% эфирного времени. Музыкальная часть эфира также будет иметь специфику.
— Мы будем делать упор на донских исполнителей, потому что донские традиции никто не поддерживает и местных авторов не ставит, — отмечает Анатолий Максак.
По мнению руководителей частных радиостанций, «FM на Дону» может стать вполне конкурентоспособным и бороться за рекламодателя.
— Всё упирается в деньги. А государственное, в данном случае областное радио финансируется неплохо. Какая разница, за какие деньги существует радиостанция — государственные или частные. Если им удастся создать хорошие отделы продаж, то, конечно, они будут конкурентны, — считает Марина Атчикова.
Местные радиостанции включаются в федеральные на нижних частотах
На днях «Маяк» включится в федеральную сетку на частоте 91,8 FM. Ранее он вещал на частоте 107,5 FM. Но с 3 февраля на неё пришёл федеральный вещатель — «Новое радио».
Как пояснила Александра Крамаренко, включиться в федеральную сетку они решили по нескольким причинам. Во-первых, это логично, потому что они и так уже входят в холдинг ВГТРК. Во-вторых, включение в сетку — это привлечение новых рекламодателей. Но сказать, что руководство хочет только заработка, не совсем правильно.
— Мы хотим не только этого. Для нас важна принципиально другая аудитория. Мы хотим получить другого слушателя, — говорит Александра Крамаренко. — «Маяк» будет вещать на Ростов и на ближайшие районы — Мясниковский район, Новочеркасск, Азов, Аксай, Шахты. В дальнейшем, конечно, будем расширяться. У нас будет шесть включений: по два утром в 7:50 и в 8:50, днём в 12:50 и 13:50 и вечером в 17:50 и в 18:50. В эти десятиминутные отрезки будут выходить информационные выпуски и рекламный блок.
Наполнять контентом эти десятиминутные отрезки «Маяка» будет информационная группа телерадиокомпании «Дон-ТР». Новости «Маяка» по контенту будут очень быстрые и динамичные — о важных и масштабных новостях Ростова и региона, а также страны, но с проекцией на регион.
Александра Крамаренко добавляет, что в мае-июне «Вести-FM» по аналогии с «Маяком» начнёт вещание на частоте 90,2 FM. Таким образом, у ВГТРК будет три своих радиоканала: «Радио России», «Вести-Маяк» и «Вести-FM».
В Ростове сложно найти хорошего радиоведущего
О кадровой проблеме как одной из главных в отрасли говорят все эксперты, причём и частных, и государственных станций. Александра Крамаренко отмечает, что многие студенты оказываются попросту не знакомы с нюансами системы радиовещания.
— Очень сложно научить людей радийным технологиям, когда о них они ничего не знают и для которых радиовещание оказывается новым пространством, — говорит Александра Крамаренко.
А Марина Атчикова добавляет, что ведущего сложно найти также из-за присущего всем ростовчанам акцента.
— Эта проблема будет актуальна всегда, потому что у нас южный город и рядом Украина. В Ростове очень мало людей без речевых дефектов, и речь не только о «г». У нас у всех зажатость речевого аппарата. На «Радио Ростова» со штатными сотрудниками занимается преподаватель по технике речи. Поэтому кадры нам обходятся дорого. Если сетевая станция ставит много московских блоков и для местного эфира нужен лишь один человек, можно найти и подготовить его. Но так как у нас стопроцентно своё собственное вещание, нам приходится держать такого педагога в штате, — объяснила Марина Атчикова.
По её словам, сам местный рынок кадров до последнего времени не развивался: из-за отсутствия местных станций кадры попросту не были востребованы.
Эксперты: в Ростовской области радиостанции закрываться не будут
По мнению экспертного сообщества, несмотря на сокращение рекламы и кризис в целом, в ближайшие пять лет в Ростове и области будут появляться новые радиостанции и устанавливаться новые передатчики.
— Радиочастоты — это стратегический государственный ресурс. Чтобы открыть станцию, порой нужно несколько лет: разработать частоту, выйти на конкурс. Это сложная бюрократическая система. Поэтому просто так станции не закрываются. Да, частоты и владельцы будут меняться, но сами станции закрываться не будут, — сказала Марина Атчикова.
С ней согласен и Анатолий Максак, прогнозирующий, что вряд ли кто-то из местных вещателей будет уходить с рынка. Может быть, частоты будут лишь передаваться или перепродаваться. По его мнению, открывать новые радиостанции в Ростовской области нет смысла — гораздо нужнее и важнее увеличивать количество передатчиков в регионе. {{voter}}
Но получается замкнутый круг: количество передатчиков сможет увеличиться только при наличии рекламы. Поэтому для каждого из радийщиков сейчас дело первостепенной важности — удержать постоянных рекламодателей и любыми способами привлечь новых. Борьба между станциями теперь развернётся и на нижних частотах.