Top.Mail.Ru

К 2019 году в России наладят торговлю лекарствами, алкоголем и продуктами питания через интернет

Число покупателей, охотящихся на промоакции, вырастет

Заместитель председателя правительства РФ Аркадий Дворкович, фото donnews.ru
Заместитель председателя правительства РФ Аркадий Дворкович, фото donnews.ru

Главной темой I медиафорума Ассоциации компаний розничной торговли (АКОРТ) в Москве стал современный продуктовый ритейл России. Какова его рентабельность? Как чувствует себя потребитель? Что ждёт торговцев, производителей и поставщиков в ближайшие годы? На эти и другие вопросы попытались дать ответы ведущие эксперты УФАС, Роспотребнадзора, департамента развития внутренней торговли, а также мультиформатной продуктовой розничной компании X5 Retail Group. Donnews.ru обобщил и систематизировал всю полученную информацию.

Ритейл — крупнейший работодатель в стране

Как пояснила исполнительный директор АКОРТ Полина Киселёва, главный принцип традиционной розницы — единичность, а современной — единство. У ритейла обычное налогообложение, а не упрощённое.

— Преимущества современной торговли — более обширный ассортимент, прозрачное налогообложение, низкие цены, стабильный уровень обслуживания, обустроенные территории, белая зарплата, — рассказала Полина Киселёва.

Исполнительный директор АКОРТ Полина Киселёва и начальник правового регулирования Роспотребнадзора Наталья Андрияшина

Современный ритейл стимулирует развитие других отраслей.

— Ритейл — крупнейший работодатель в РФ. Только в двух крупных компаниях — «Магнит» и X5 Retail Group — работают почти полмиллиона человек, — сообщила Полина Киселёва.

К 2021 году число покупателей, охотящихся на промо, возрастёт до 25%

Директор по работе с ключевыми клиентами холдинга «Ромир» Екатерина Якунькина выделила четыре стратегии адаптации потребителя в изменившейся экономической ситуации:

* оптимизаторы — считают, что бренд не так важен, покупают товар по более низким ценам и обращают внимание на собственные торговые марки (СТМ);

* рационалисты — планируют и делают покупки заранее и по списку, экономят благодаря тому, что жёстко контролируют то, что покупают;

* cherry pickers — у них 50% покупок проходят по промо.

* запасливые — ходят в крупные супермаркеты и делают закупки на достаточно большой период времени.

— С 2011 по 2016 годы произошёл рост числа cherry pickers и оптимизаторов. К 2021 году ожидается рост cherry pickers до 25%, — отметила Екатерина Якунькина. — Число же тех, кто не экономит, к 2021 году составит до 15%. Для сравнения: в 2011 году неэкономных было 32%.

Аналитик Сбербанка CIB Михаил Краснопёров добавил, что потребитель всё ещё находится в депрессивном состоянии, что не может не сказаться на ритейле.

— Этот кризис — кризис потребителя, в отличие от прошлого кризиса 2009 года, который был промышленным. Тогда промышленное производство упало на 10%, а реальное потребление продуктов питания — лишь на 2%. Сейчас всё наоборот: реальные доходы упали на 10%, а промышленное производство, особенно в экспортно-ориентированных отраслях переживает бум,— объяснил он.

Аналитик Сбербанка CIB Михаил Краснопёров

Он также отметил, что покупатель регулирует цены в ритейле. Если в кризис он выбирал магазин, где хотел получить целую корзину по цене, которая его бы устраивала, сейчас потребитель хочет получить отдельно каждую единицу товара этой корзины по низкой цене.

Рентабельность ритейла — всего 2 рубля из ста

Когда потребитель покупает товар, скажем, на 100 рублей, примерно 70 рублей из них сразу же уходят производителю, ещё 6 рублей покрывают расходы на логистику, ещё часть денег — на аренду площадей.

Ещё 16 рублей уходят на зарплаты, расходы на эксплуатацию, контроль качества, затраты на рекламу и поддержку ассортимента, промо-акции, а также оплату потерь. Из оставшихся 5 рублей 3 рубля отчисляются государству и только около 2 рублей остаются торговой компании в качестве чистой прибыли.

Партнёр Boston Consulting Group Иван Котов, рассказывая о том, как и сколько зарабатывает ритейл, отметил неоднородность чистой прибыли ведущих торговых сетей по итогам 2016 года. К примеру, чистая прибыль «Магнита» составила 54,4 млрд рублей, X5 Retail Group — 22,3 млрд рублей, Auchan.ru Retail — 13,9 млрд рублей, «Ленты» — 11,3 млрд рублей и «Дикси» — минус 2,8 млрд рублей.

— Ритейл зарабатывает на базовых товарах. Это привлекает большее количество покупателей, которые среди прочего покупают и более дорогие товары. Прибыль от их продажи компенсирует низкую розничную цену базовых товаров, — рассказал Иван Котов.

Товары не являются продуктами ритейла

Со строгой экономической точки зрения продуктом ритейла не являются товары, заявил антимонопольный экономист, член экспертного совета при правительстве РФ Вадим Новиков. Речь идёт, прежде всего, о благоустройстве, предоставлении ассортимента, информации о товаре, круглосуточной работе магазина.

— Если мы хотим, чтобы в магазине был тот или иной товар, это требует дополнительных затрат. Все услуги скрыты от нас, потому что мы не платим за них отдельно. Магазин не продаёт товар. Он продаёт корзину товаров — услугу по заполняемости холодильника, — пояснил Вадим Новиков.

Число обращений в Роспотребнадзор выросло на 40-50%

Известно, что с этого года в закон о проверках торговых сетей были внесены поправки, которые изменили контрольно-надзорные функции Роспотребнадзора. Как пояснила начальник правового регулирования Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека Наталья Андрияшина, теперь основанием для проверки может стать только неанонимное обращение потребителя.

— Если потребитель сообщает недостоверную информацию или пытается опорочить деятельность той или иной компании, Роспотребнадзор вправе требовать возмещения затрат на проверку, — сообщила Наталья Андрияшина. Любопытно, что с 2010 года число обращений в Роспотребнадзор увеличилось на 40-50%. Но лишь 20% ложатся в основу проверки.

УФАС выявил нарушения в 69 регионах страны

Совсем недавно Федеральная антимонопольная служба проверила соблюдение всеми торговыми сетями закона о госрегулировании торговой деятельности.

Итоги проверки журналистам представил замруководителя ФАС Андрей Кашеваров. Он рассказал, что нарушения были выявлены в 69 регионах страны. При этом лишь 20% нарушений зафиксированы в федеральных торговых сетях, остальные 80% — в региональных сетях.

— В 11% от общего числа проверенных договоров выявлены нарушения в договорах поставки, заключённых с поставщиками. Наиболее распространённые нарушения — нарушения сроков оплаты товаров и обязанностей по выплатам вознаграждений свыше установленного размера в 5%, — представил Андрей Кашеваров.

По его словам, торговые сети в целом выполняют закон, но стремятся при этом сохранить свою прежнюю доходность.

Под склады в России отводятся 50% торговых площадей

В России, в отличие от Европы, половина помещений магазинов занято под торговую площадь, другая половина — под подсобные помещения. Для сравнения: в Европе это соотношение — 80% к 20%. По словам директора по логистике торговой сети «Перекрёсток» Дениса Шульги, такая тенденция присуща торговым сетям только потому, что магазины не уверены в точной поставке.

Директор по логистике торговой сети «Перекрёсток» Денис Шульга

— Чем лучше в стране будет организована деятельность логистики и цепочек поставок, тем меньше по площади будут подсобки. Таким образом, тем меньше траты на магазин и более эффективен бизнес, — пояснил он. — Как сделать эффективно? Расширять сеть складских помещений, развивать товаропроводящую инфраструктуру. Тем более качественным будет товар.

Заместитель председателя правительства РФ Аркадий Дворкович при этом отметил, что в России пока ещё очень мало современных распределительных центров, оснащённых по последним стандартам. Тем не менее, в разных регионах уже начали строиться несколько больших таких центров.

— Уже через 1,5-2 года мы увидим эти новые центры, они изменят условия доставки и продажи продуктов. Мы их из бюджета немного субсидируем, — сказал зампред.

К 2019 году в стране появится система маркировки лекарств и товаров лёгкой промышленности

О промежуточных итогах введённой недавно системы маркировки меховых изделий в России журналистам рассказал директор департамента развития внутренней торговли, лёгкой промышленности и легализации оборота продукции Минпромторга РФ Евгений Рыжов.

С апреля прошлого года было заказано и изготовлено более 6,7 млн тысяч марок. Сумма розничных продаж превысила 45 млрд рублей, что в пять раз больше показателей 2015 года.

— Сейчас мы вышли с инициативой по 10-11 позициям, которые будут подлежать маркировке. Основным критерием для нас была расчётная доля нелегально ввезённых товаров на территорию РФ. В основном речь идёт о продукции лёгкой промышленности, обсуждается также маркировка фотокамер и шин. В ближайшее время список и цена маркировки будут утверждены.

Евгений Рыжов добавил, что законодательство в сфере маркировки требует ужесточения. Изменения вызваны серыми схемами, которыми пользуются продавцы.

Участники форума 

В правительстве не поддержали ограничение работы супермаркетов

31 марта зампред комитета Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике Сергей Лисовский высказал идею ограничить работу супермаркетов.

Комментируя это предложение, Евгений Рыжов подчеркнул, что Минпромторг РФ поддерживает больше позицию УФАС, главная идея которой — усиление конкурентоспособности малоформатной торговли, а не ущемление прав уже работающих крупных ритейлеров.

— Мы за очередной виток в нестационарной и мобильной торговле в интересах покупателя, — подытожил Рыжов.

Подобного мнения придерживается и Аркадий Дворкович.

— Мне, честно, всё равно, удобно магазинам или нет. Если людям удобно, чтобы магазин работал круглосуточно, лучше, чтобы он так и работал. И регулировать, мне кажется, это не надо. Нужно поддерживать торговлю другими способами, не ограничивая, а расширяя возможности, — сказал Аркадий Дворкович.

Продажа алкоголя и лекарств перейдёт в интернет

К ещё одной теме, которая имеет важнейшее значение для развития ритейла и торговли в России, Аркадий Дворкович отнёс изменение регулирования электронной торговли. Активно обсуждается интернет-продажа алкоголя.

— Торговля алкоголем будет постепенно менять структуру рынка, — сказал Аркадий Дворкович.

При этом, по его мнению, Госдума не разрешит торговать в интернете всеми алкогольными напитками сразу. Скорее всего, сначала нужно будет отработать систему на одном сегменте — по предварительным данным, российском вине.

В правительстве также готовят запуск системы маркировки лекарственных средств.

— В пилотном режиме эта система заработает к концу года. В течение дальнейших полутора лет, я думаю, мы сможем ввести эту систему в целом в стране. Целевая точка, к которой должны быть промаркированы все лекарства, — 1 января 2019 года. Тогда мы сможем полностью проследить происхождение лекарств. Тогда начнётся и интернет-торговля, — сказал зампред. {{voter}}

Проанализировав вышесказанное, эксперты сошлись во мнении, что современный ритейл — один из главных двигателей российской экономики. Развитие ведущих российских розничных компаний напрямую связано с инвестициями в создание российской товарной инфраструктуры. А она не только даёт рабочие места, но и стимулирует развитие всего агропромышленного комплекса.

Наталья Гусаченко