Top.Mail.Ru

ОСАГО ждут перемены или смерть

А пока страховщики клянут «автоюристов» и мечтают о ремонте вместо денег

drive2.ru
drive2.ru

Суть проблемы

Обязательное автострахование в России — тема, по поводу которой за последнее время сломано множество копий. Пиковым в этом смысле стал именно 2016 год. В его первой половине жители Ростовской области, которая, к слову, входит в число самых проблемных по ОСАГО, не могли оформить полисы из-за их нехватки. Во второй половине года, с запуском системы единого страхового агента, полисы «автогражданки» вроде как появились, но за ними выстроились огромные очереди.

В этот же период вокруг ОСАГО буйным цветом расцвела деятельность различных посредников между гражданами и страховыми компаниями. Так называемых «автоюристов» и «брокеров» первые принимают как необходимое зло, потому что без них заветный полис зачастую не получить, вторые — клянут их, обвиняя во всех бедах, в том числе и в скорой гибели ОСАГО. Разобраться в том, кто виноват в сложившейся ситуации и что с ней делать, попытался donnews.ru.

Кто виноват?

Если искать ответственных за ту ситуацию, которая сложилась с ОСАГО, то тут мнения граждан и страховщиков ожидаемо расходятся. У автомобилистов всё просто — виноваты компании, которые неважно по каким причинам не хотят выполнять свою обязанность — продавать полисы населению. Вот, например, один из самых популярных отзывов о работе автостраховщиков на крупнейшем российском отраслевом новостном портале за авторством жителя Ростовской области.

— Я был счастлив обратиться во все офисы нашего далёкого городка. И доведу до вашего сведения — это был триумфальный поход! В том смысле, что триумфально искоренил последние остатки моего гуманизма и уважения в отношении ко всем без исключения страховым компаниям.

И далее, дабы не быть голословным, страдалец описывает самые яркие свои попытки оформить ОСАГО.

— Любимцы народа РГС {«Росгосстрах». — donnews.ru} — записался 124-м, при средней скорости обработки полуфабрикатов — 4-5 шт./день. И да, очередники сказали, что это очередь на страхование с допами в 1,5 килорубля. По-армейски лаконичная ВСК — машины до 2009 не страхуют. Сказали — как отрезали! Настоящие полковники! «Зетта-Розетта» {скорее всего, имеется в виду компания «Зетта Страхование». — donnews.ru} — мило побеседовал о реальных причинах столь плачевного состояния дел в империи и тотального падения нравов в отечественной бизнес-среде… и мы разошлись. Без претензий, но и без результата. Как к пожилой гейше сходил.

Сами страховщики, понятное дело, виноватыми себя не считают. Вот что на этот счёт, например, говорит donnews.ru президент СПАО «РЕСО-Гарантия» (по данным ЦБ РФ, 3-е место на рынке ОСАГО Ростовской области по итогам 2015 года) Сергей Саркисов.

— Во времена СССР у нас во всех бедах винили американский империализм. Сейчас же у нас в стране новая очень интересная игра — во всём винить страховщиков. Если полис ОСАГО невозможно купить, говорят, что страховщики виноваты. То есть получается, что мы не хотим зарабатывать деньги. Хотя почитать ту же прессу, так это {ОСАГО — donnews.ru} безумно выгодный бизнес. Но тогда непонятно, чего ж мы продавать не хотим.

При этом, добавляет один из самых именитых страховщиков России, «это, конечно же, безобразие, когда люди не могут реализовать свою обязанность — купить полис ОСАГО».

Его коллега, генеральный директор «РЕСО-Гарантия» Дмитрий Раковщик, добавляет, что «какую-то часть проблемы» недоступности полисов ОСАГО можно отнести на счёт страховых компаний, но основная причина — очень высокая убыточность этого вида страхования:

— Убыточность заставляла компании сокращать объём продаж. Кто-то делал это более-менее интеллигентно, кто-то делал грубо, кто-то — вообще некрасиво и непрофессионально.

«Автоюристы» губят ОСАГО

В отсутствии прибыли с продаж ОСАГО страховщики винят так называемых автоюристов — юридических посредников, которые перекупают у граждан право на получение страховой компенсации, а потом уже через суд вытряхивают из страховых компаний не только выплату по ОСАГО, но и различные штрафы, пени и т. п. Очень ярко этот момент прокомментировал генеральный директор ПАО СК «Росгосстрах» (по данным ЦБ РФ, 1-е место на рынке ОСАГО Ростовской области по итогам 2015 года) Дмитрий Маркаров.

— В Ростове, Краснодаре, Волгограде убыточность страховых компаний уже в разы превышает доходность. Объясняется это очень просто: на результаты ОСАГО большое влияние оказала та сторона, которая не предусмотрена законодательством. Я имею в виду ту часть деятелей, которую называют автоюристами. На самом деле, это псевдоюристы, мошенники и, не побоюсь этого слова, паразиты. Паразитов в простонародье называют глистами. Эти паразиты высасывают соки из системы ОСАГО, обогащаясь сами и на этом строя свой бизнес. Также они вовлекают и развращают в этом бизнесе представителей правоохранительных органов и судебной системы и, паразитируя на этой отрасли, могут привести к её гибели, — заявил он.

Прибыльность ОСАГО на юге России — комплексная проблема, которая во многом сложилась, действительно, благодаря деятельности автоюристов, комментирует donnews.ru директор Ростовского филиала «АльфаСтрахование» (по данным ЦБ РФ, 5-е место на рынке ОСАГО Ростовской области по итогам 2015 года) Евгений Пахомов.

— Нужно понимать, что именно активизация схем, когда точка прибыли путём манипуляции с обязательствами страховщиков и правом требования возмещения перемещается от застрахованного лица к автоюристам, не приводит к росту дохода клиента. Она приводит к обогащению автоюриста, который, выкупая требование клиентов за меньшую сумму, требует со страховой компании суммы гораздо больше, чем размер причинённого в ДТП ущерба.

Исходя из этого, говорит другой собеседник портала в сфере автострахования, компаниям можно даже не жаловаться на недостаточность тарифа ОСАГО. «Если изъять из убытков ту часть, которая уходит не гражданам, а юридическим посредникам, то можно сказать, что существующего тарифа в принципе достаточно. Если выплаты третьим лицам сойдут до нуля, то ОСАГО станет прибыльным для компаний», — говорит он.

…Или защищают граждан от произвола СК

Однако, по мнению ростовского автоюриста Евгения, он действительно помогает автовладельцам получить реальную выплату после ДТП, а слова страховщика — преувеличение.

— К нам обращаются граждане, которые недовольны размером компенсации, которые им предлагают в страховой. Клиенты жалуются, что денег на ремонт машины не хватает. В этом случае нам удаётся взыскать дополнительные деньги. Если б страховые компании выплачивали ущерб в полном объёме, то судебных исков не было бы в принципе. На практике страховая платит около 30% от того, что нужно на ремонт машины. Кроме средств, взысканных через суд, согласно закону «О защите прав потребителей», страховая выплачивает автовладельцу штраф в размере 50% от взысканной суммы и неустойку за несвоевременную выплату. Поэтому суммы получаются довольно внушительные, и страховым, разумеется, это не нравится, — рассказал о своей работе автоюрист.

ОСАГО онлайн надежд не оправдало

История с онлайн-полисами ОСАГО тоже пока «не взлетела». В настоящее время создание соответствующих сервисов находится полностью на совести компаний, дело это добровольное. Все более-менее крупные страховщики завели их на своих официальных сайтах. Однако доступнее от этого полисы ОСАГО не стали. Вот что по этому поводу пишет всё тот же житель Ростовской области в отзывах на портале «Агентство страховых новостей»:

— Уже 2-й час висит на странице окошко с песочными часами «Идёт сохранение полиса». Это не впервой, это раз десятый за последние несколько дней. Я пробовал со многими компаниями из дивного списка инновационных волшебников королевства РСА {Российский союз автостраховщиков. — donnews.ru}. В одних меня дразнили непонятными и пугающими сообщениями вроде «session timeout». В других просто и незамысловато говорили «системная ошибка». Меня это, признаюсь, пугало! И только старомодные песочные часики с экрана вселили в меня покой и умиротворение.

Как пояснил donnews.ru генеральный директор «РЕСО-Гарантия» Дмитрий Раковщик, у электронных полисов ОСАГО несколько проблем, из-за которых страховые компании реально внедрять их не спешат. Во-первых, самое очевидное, — необходимость страховщиков поддерживать постоянную стабильную работу собственного сайта и при этом каким-то образом быть уверенными, что у клиента тоже стабильный, надёжный интернет. Вторая проблема более существенная.

— Страховщикам так и не удалось заставить федеральные органы исполнительной власти, занимающиеся паспортными данными (миграционную службу, ГИБДД), подключить свои базы данных к нашим. Это нужно для того, чтобы проверять данные, которые гражданин загружает, когда пытается оформить полис. У нас резко растёт количество граждан, зарегистрированных в Крыму, потому что там установлен минимальный коэффициент по ОСАГО. Если сложить всех желающих оформить полис онлайн «крымчан», то там наберётся четыре населения полуострова, — говорит Раковщик.

По его словам, у страховщиков нет иллюзий, что процесс взаимодействия с указанными службами удастся наладить к 1 января 2017 года, то есть ко дню, с которого оформление полисов ОСАГО в режиме онлайн решением федерального законодателя станет уже не правом, а обязанностью компаний. Тем не менее, продолжает Раковщиков, если бы этот процесс был организован «с умом», то полисы действительно стали бы гораздо доступнее.

Единый агент доступнее полисы не сделал

Не так давно в проблемных по ОСАГО регионах, в том числе в Ростовской области, заработала система единого страхового агента. Если изложить её суть, то все российские страховые компании, имеющие лицензию на ОСАГО, теперь скидываются полисами в единую «кубышку» и продают их в проблемных регионах через точки продаж компаний, которые в этом регионе представлены. То есть чисто теоретически сейчас можно купить в Таганроге полис компании, которая имеет собственные офисы только на Дальнем Востоке. Но тут же на место физической нехватки полисов ОСАГО пришла другая беда — очереди за ними. В последние месяцы на них не жаловался только ленивый. На этот счёт южный региональный центр компании «АльфаСтрахование» провёл целое расследование, сообщив о его результатах порталу:

— Не так давно вновь прозвучали очередные обвинения в адрес страховщиков, что они «намеренно создают очереди», «ведут запись клиентов в очередь», и якобы «очереди желающих приобрести достигают 300 человек и более». «АльфаСтрахование» провела собственное расследование слухов и выявила причины, по которым они возникают. Благодаря работе службы внутренней безопасности был выявлен круг лиц, которые намеренно создают ажиотаж вокруг якобы существующего дефицита бланков полисов ОСАГО. Эти персонажи искусно и искусственно создают очереди, заводя различные тетрадки со списками, распуская слухи о недостаточности бланков ОСАГО у страховых компаний, таким образом намеренно создавая ажиотаж вокруг ОСАГО.

В таких списках якобы существующая очередь достигает 350 человек и более, при этом большинство перечисленных в ней фамилий — настоящие «мёртвые души». Своих клиентов эти коммерсанты вылавливают у организаций, регистрирующих авто (МРЭО). Автомобилисты, подогретые слухами, что за полисом обязательного автострахования надо стоять неделями и месяцами, а также новостями из СМИ и заявлениями различных общественных организаций, которые набирали вес в глазах избирателей перед прошедшими выборами, готовы покупать место в таких очередях.

Более того, как выяснили представители «АльфаСтрахование», мошенники требовали, а автомобилисты были готовы заплатить до 3000 рублей, чтобы ускорить оформление ОСАГО. Вместе с тем в компании признают, что иных способов повлиять на ситуацию, кроме как удалить подобных персонажей из стен офиса, у страховщиков фактически нет.

— Повлиять иным способом на мошенников очень сложно. На них уже писали заявления в правоохранительные органы, уничтожали ложные списки, но мошенники продолжают обманывать и наживаться на автомобилистах Ростова и Краснодара, — поясняют donnews.ru в компании и призывают граждан «не доверять сомнительным личностям, которые предлагают быстрее оформить полис ОСАГО за денежное вознаграждение».

Приходится идти к «брокеру»

К слову, наш герой с портала «Агентство страховых новостей» в итоге всех своих злоключений смог оформить полис ОСАГО только через вот такого, как он их сам называет, «брокера».

— Пробежался по волкоподобным брокерам. Озвучивали от 3000 до 5000 рублей за дополнительное страхование моего любимого кактуса в РГС, ВСК, «Московии» и где-то ещё. У всех ситуёвина примерно одинакова, все жрать хотят и зубами клацают. При этом брокеры, выпучив глаза, на Писании божатся, что себе в карман — ни-ни! Всё у кассу СК честно относють до последней копеечки. Как итог — застраховал за 3000 рублей тупой переплаты (т. е. не с допами, а тупо в карман брокеру, что оказалось в итоге даже ниже допов), — пишет он. И добавляет:

— Вот так я вижу этот бизнес-шмизнес глазами обычного законопослушного самаритянина. Возможно, и слишком пристрастно, но в этом 99,9% не моей вины. Персонально айтишникам и кодерам, работающим в СК: в аду вас заставят писать просьбы о помиловании с помощью двух клавиш — Esc & Delete. Кто напишет, тот будет переведён в чан для вечного прослушивания шансона. А там и я подтянусь с перцовой клизмой.

Спасительный ремонт вместо денег

И тем не менее, корень всех этих проблем, говорят страховщики, именно в нерентабельности и убыточности для компаний рынка обязательного автострахования. Компании послабее давно сдали федеральные лицензии либо просто обанкротились. Остальные, в ожидании улучшений ситуации, с рынка не уходят, но и продавать как можно больше полисов не спешат.

И, судя по последним новостям из федерального центра, ждать осталось не так уж и долго. Очередные важные изменения в ОСАГО обещают в ближайшее время, максимум — с начала 2017 года. Конкретику страховщики обсуждают почти на еженедельных совещаниях в ЦБ РФ, однако уже с уверенностью можно сказать, что основным способом исправления ситуации сделают «натуральное урегулирование»: компании наделят правом принимать решение платить пострадавшему ремонтом или деньгами.

Вот что по этому поводу говорит генеральный директор «РЕСО-Гарантия» Дмитрий Раковщик:

— Любые преступные группировки {речь идёт о автоюристах — donnews.ru}, чтобы их побороть, надо лишать способа обогащения, то есть наличных денег. Любой человек хочет получить восстановленное транспортное средство, и если мы сможем реализовать эту возможность, то выбьем почву из-под ног у автоюристов. Мы просто будем возвращать гражданину его восстановленное авто, готовое к использованию.

По его словам, так работает обязательное автострахование во всём мире, только в России главная выплата — деньгами. Хотя она должна применяться только в случаях угона или полного уничтожения транспортного средства, то есть тогда, когда ремонтировать нечего. «Натуральное урегулирование» есть и сейчас, однако его доля по сравнению с денежным крайне мала. В том же каско ситуация прямо противоположная: деньгами, а не ремонтом, здесь урегулируется около 10% всех страховых случаев.

С тем, что натуральное урегулирование может вылечить рынок ОСАГО, соглашается и генеральный директор ПАО СК «Росгосстрах» Дмитрий Маркаров. По его словам, это один из самых действенных рычагов по усмирению автоюристов.

Желание клиента получить выплату в денежной форме — его законное право, установленное требованием Гражданского кодекса, комментирует donnews.ru директор Ростовского филиала «АльфаСтрахования» Евгений Пахомов.

— Переход на ремонт позволит контролировать и обеспечивать надлежащее качество услуги по ОСАГО. Это переход к принятой в развитых странах модели отношений, когда не нужно ездить лишний раз за деньгами и переживать, что выплаты не хватит на осуществление качественного ремонта. По сути, это новый, следующий уровень модернизации ОСАГО. Но самое главное, благодаря переходу на натуральную систему выплат уйдёт схема с участием всякого рода «юридических посредников», наживающихся как на страховщиках, так и на простых автовладельцах. Ведь при выплате возмещения в виде ремонта они попросту будут не нужны, — говорит Пахомов.

Перемены или смерть

Приоритет ремонта над деньгами, говорят страховщики, необходимый, но лишь первый шаг на пути нормализации ситуации на рынке ОСАГО. После его реализации можно будет начинать думать, например, о свободных тарифах на ОСАГО, что, по идее, должно повысить конкуренцию на рынке и, как следствие, улучшить сервис. Однако если в ближайшие месяцы не начинать что-то менять, то Россия может остаться просто без обязательного автострахования. Говорит Дмитрий Раковщик:

— Без этих поправок у ОСАГО нет будущего. Заниматься бизнесом, который несёт только убытки, никто не будет. А это уже убыточный бизнес. Есть абсолютно чёрные в этом смысле зоны, как Волгоградская область. Есть серые — Юг России. И есть 4-5 анклавов, где ещё сохраняется положительный результат. Это Москва, Питер и центральные регионы, которые, по сути, дотируют по ОСАГО все остальные субъекты. Если ситуация не поправится, то мы будем сдавать лицензии, все к этому готовы. У государства выбор: либо что-то менять, либо отказываться вообще от идеи обязательного автострахования и вставать в один ряд с такими странами, как Сьерра-Леоне и Кот д’Ивуар, где последнего человека съели 30 дней назад.

Такого же апокалиптического взгляда придерживается и Дмитрий Маркаров:

— Если ранее ОСАГО было драйвером рынка страховых услуг, то сейчас оно губит компании. По моим пессимистичным прогнозам, этому виду страхования осталось жить меньше года, а точнее, до весны 2017 года.

Иными словами, судьба системы обязательного автострахования в России и отдельно взятой Ростовской области решаться будет в ближайшие месяцы, так как ожидается, что именно этот вопрос станет одним из первых в повестке Госдумы нового созыва, которая начнёт заседать уже в первых числах октября.

Сергей Деркачёв