В марте 2018 года в послании федеральному собранию президент РФ Владимир Путин признал, что главный враг страны — технологическое отставание. Тогда же он заявил, что одна из главнейших задач России на ближайшую перспективу — построение цифровой экономики. При этом решение обеих задач рискует забуксовать, толком даже не начавшись. По причине острой нехватки доморощенных IT-специалистов.
«Кадровый голод»
По оценкам Минкомсвязи РФ, прирост количества IT-специалистов за 2015-2016 годы в стране составил всего 3,6%. Ежегодная потребность в таких кадрах, как посчитали в HeadHunter, растёт на 25%.
В январе 2016 года министр связи России Николай Никифоров заявил, что для развития отечественных информационных технологий через два года стране понадобится дополнительный миллион программистов. На тот момент в этой сфере работало, по разным оценкам, 350-400 тысяч человек. Годовой выпуск IT-специалистов в России — 42,5 тысячи (количество бюджетных мест в вузах страны по соответствующим специальностям).
Подсчёты Фонда развития интернет-инициатив (ФРИИ) удручают ещё больше. По мнению экспертов фонда, для удовлетворения потребностей цифровой экономики в России в ближайшие 10 лет должны появиться дополнительно 2 млн IT-специалистов. При нынешнем положении острый недостаток IT-специалистов приведёт к неразвитости цифровой экономики и невозможности конкурировать с развивающимися странами.
По словам заместителя директора по образовательным проектам ФРИИ Вадима Малыча, сегодня доля IT-специалистов в России составляет 2,4% от всего занятого населения.
— Для сравнения: в странах-лидерах (США, Германия, Великобритания) этот показатель вдвое выше — 4,3%, — поясняет он.
Резкое увеличение потребности в IT-кадрах объясняется цифровизацией экономики. Так, глава кадрового агентства Pruffi Алёна Владимирская в беседе с BBC Russia поясняла: сейчас банкам приходится конкурировать с IT-компаниями за высокообразованных программистов и различных IT-специалистов. Опросы работодателей, проведённые Институтом статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ, указывают на схожую проблему в научной сфере. Иными словами, IT-специалисты сейчас нужды далеко не только в IT-компаниях. Тем более что к последним, например, уже можно отнести и крупнейшие российские банки.
По оценке ФРИИ, из нынешних 1,9 млн IT-специалистов в России лишь 380 тысяч человек — разработчики ПО, остальные — системные администраторы, тестировщики, специалисты по безопасности, консультанты ПО, администраторы баз данных, администраторы и архитекторы сетей.
Ростовскую область проблема нехватки IT-кадров стороной не обошла, признаёт директор Института математики, механики и компьютерных наук ЮФУ Михаил Карякин.
— Сложно оценить конкретную потребность, но думаю, сильно не хватает. Потому что как минимум раз в неделю к нам приходят люди от бизнеса и просят показать толковых студентов, — говорит он.
По словам Карякина, процент трудоустройства среди выпускников его института составляет 100%. При этом очевидно, что далеко не всегда речь идёт о готовых специалистах.
В свою очередь, министр связи и информационных технологий Ростовской области Герман Лопаткин считает, что учебные заведения региона готовят достаточно высококвалифицированных специалистов.
— В Ростовской области работает Общественный совет мининформсвязи, который взаимодействует с молодёжью. Существует рабочая группа, которая работает в этом направлении. В неё входят руководители успешных IT-компаний региона, деканы, доценты, педагоги профильных вузов и ссузов области. Также ведёт работу совет конструкторов IT-систем Ростовской области, — говорит он.
"Айтишка" - компьютерные курсы для детей от 8 лет в Набережных Челнах, которые научат вашего ребенка азам программирования и цифровой грамотности. Ознакомиться с условиями обучения можно перейдя на сайт.
«Утечка мозгов»
При всём при этом Россия не только пока не готовит достаточного количества IT-специалистов, но и зачастую теряет лучших из них. Многие при первой возможности уезжают работать за рубеж.
Так, по словам Михаила Карякина, выпускники ростовского Института математики, механики и компьютерных наук ЮФУ помимо России сейчас работают в Японии, Южной Корее, Ирландии и США. Если же говорить о конкретных компаниях, то это Intel, Google, Microsoft.
— Нас даже ругают за это, — смеётся Карякин. — Но мы не можем учить хуже. А человек, настроенный уехать, уедет. Мой опыт показывает, что если студент нацелен на работу за рубежом, то через год он работает за рубежом. Написал 10 резюме, разослал — и через год уже не в России.
Действительно, многие специалисты работают в иностранных компаниях (как представленных на территории РФ, так и действующих за рубежом), говорит директор по организационному развитию и управлению персоналом «Ростелеком-Юг» Павел Бугаев.
— Такие компании дают студентам возможность «прокачаться», получить хороший опыт и дополнительные привилегии. Работая в таких компаниях, можно попробовать себя в конкурсе, олимпиаде, не только заработать, но и заявить о себе. И это грамотный ход, — говорит он.
Да, подтверждает Бугаев, речь идёт об «утечке мозгов»:
— Самая большая проблема — это система развития специалиста. Плюс ко всему, на сегодняшний день работа за границей перспективней, ценится выше, чем работа в России. В России же такие технологии либо не используются совсем, либо не в полной мере, что не даёт современным амбициозным специалистам раскрыть себя.
— Что касается «утечки мозгов», — комментирует министр связи и информационных технологий Ростовской области Герман Лопаткин, — то эта проблема касается не только нашей страны. Мобильность высококлассных специалистов является нормальной мировой практикой и не носит глобальных масштабов. Зачастую, по нашим наблюдениям, уезжают те специалисты, которые хотят получить дополнительный опыт работы с определённым техническим оборудованием, распространённым в других странах. Многие из них через какое-то время возвращаются домой. Ключевым здесь является вопрос заработной платы, которая в России отстаёт от общемировой.
При этом, по его словам, в регионе прилагаются значительные усилия по привлечению молодых и талантливых специалистов в IT-отрасль.
Отчасти соглашается с министром и Кирилл Ширяев из «Лаборатории Касперского»:
— Этот тренд {работа обученных в России IT-специалистов за рубежом. — donnews.ru} существует на рынке уже давно, однако пока он не сильно влияет на наш рынок.
Тем не менее все эксперты признают: надо что-то делать, чтобы обученные в России студенты не стремились уехать за рубеж. Вариантов здесь много.
— Чтобы молодые специалисты работали в России, — говорит Герман Лопаткин, — необходимо на этапе обучения внедрять профильные программы и для формирования учебного процесса привлекать потенциальных работодателей из IT-сферы. Потенциальные работодатели должны обозначить в учебном процессе направления и цели, востребованные сегодня или в перспективе. Именно тогда по завершении обучения студенты будут выходить в жизнь уже востребованными специалистами. При этом потенциальные наниматели будут знать, какое количество специалистов и какого уровня подготовки могут привлечь к себе на предприятие. Тем самым молодой специалист не будет переживать за своё трудоустройство, а работодатель сможет платить ему достойную заработную плату.
Чтобы привлекать лучших специалистов, комментирует Кирилл Ширяев, необходимо предлагать им те условия труда, которые отвечают их требованиям.
— Достойная зарплата, условия работы, в том числе обширный соцпакет, гибкий график работы, современный офис и многие другие приятные вещи. И главное — интересные задачи.
С последним тезисом соглашаются и специалисты «Яндекса».
— Как показывает практика, один из ключевых факторов, привлекающих сотрудников — возможность поработать над крупными проектами, не имеющими аналогов, — прокомментировали donnews.ru в компании.
Союз бизнеса и вузов
Что касается глобальной проблемы — нехватки IT-кадров в принципе, то несколько решений очевидны. Во-первых, необходимо резко увеличивать набор в вузы по соответствующим специальностям.
— Чтобы удовлетворить кадровый голод в IT, — говорит Вадим Малыч из ФРИИ, — начиная с 2018 года нужно набирать дополнительно не менее 40 тысяч студентов каждый год на IT-специальности при одновременном повышении качества обучения и целевого трудоустройства выпускников. Сейчас среднее профессиональное и высшее образование приводит в экономику только 60 тысяч человек, а этого недостаточно, чтобы взрастить новое поколение, которое будет конкурировать со своими сверстниками в других странах через 10 лет.
Конечно, это приведёт к значительному увеличению нагрузки на образовательные учреждения. Однако это уже совсем другая проблема.
Во-вторых, это обучение нужно сделать доступнее и профессиональнее. Так, по словам Павла Бугаева из «Ростелеком-Юг», некоторые российские вузы могут готовить качественные IT-кадры, однако попасть в такие учебные заведения непросто.
— Конечно, уровень качественного образования выше в вузах Москвы (МГТУ им. Н. Э. Баумана, факультет ВМК МГУ им. Ломоносова, МФТИ, МИФИ и др.) и Санкт-Петербурга (НИУ ИТМО — достойная альтернатива московским вузам). Однако попасть в университеты и институты такого уровня трудно. Во-первых, там очень ограниченное количество бюджетных мест, во-вторых, высококонкурентный отбор, а в-третьих, очень дорогое обучение, что, безусловно, накладывает ограничения. Достаточно много кейсов, когда учится тот, кто может платить, а поистине «ценные кадры» не могут позволить себе такой роскоши, — говорит он.
В большинстве же своём академические программы российских вузов не поспевают за темпами развития IT-отрасли.
— Это объективная проблема, — констатируют в «Яндексе». — Ведущие вузы страны стараются создавать магистерские программы, но, к сожалению, не всегда успевают за новыми подходами и инструментами.
— Проблема российского образования ещё и в том, — добавляет Павел Бугаев, — что в университете до сих пор учат «по книжкам». Большое количество преподавателей — блестящие теоретики, но, к сожалению, практика, новые технологии, развитие новых систем уходят далеко вперёд
В итоге, говорят в «Яндексе», оптимальный способ для молодого специалиста получить реальный опыт и знания — «взаимодействие с высокотехнологичными компаниями, в которых работа с данными есть сама суть бизнеса».
И это взаимодействие всё чаще начинается именно с вузов.
— У нас сейчас три компании начали читать свои курсы, — рассказывает Михаил Корякин из Института математики механики и компьютерных наук ЮФУ. — Мы говорим: «Хотите курс по C Sharp? Пожалуйста, читайте. Хотите по Java? Пожалуйста». Так что если компании приходят к нам за студентами, специализирующимся на чём-то конкретном, мы предлагаем им сотрудничество. И они соглашаются.
Так, сейчас при поддержке «Яндекса» успешно работают факультет компьютерных наук ВШЭ, кафедра анализа данных в МФТИ, магистерская программа в СПБГУ. Недавно объявлено о старте работы с бакалаврами в СПБГУ. В свою очередь, «Лабораторией Касперского» для студентов разработана программа стажировок SafeBoard, которую за два года прошло уже порядка 300 человек.
— Что касается «Ростелекома», — говорит Павел Бугаев, — то мы стремимся непрерывно совершенствоваться в системе отбора талантов. В разработке есть целые программы по работе со студентами и даже школьниками. Один из проектов — это «Детская школа робототехники и программирования», который, с одной стороны, позволяет подготовить ребят ко встрече с цифровым миром, с другой стороны — формирует лояльность к «Ростелекому» как к компании-работодателю. Также мы тесно сотрудничаем с профильными кафедрами вузов, принимаем участие в «Ярмарках вакансий» и «Днях карьеры».
По его словам, компания «не боится брать и студентов без опыта работы»
— Такого сотрудника можно «воспитать под себя», можно выработать большую лояльность к компании, а это важно, — резюмирует Бугаев.
При этом конкретно в Ростовской области подготовка IT-кадров пошла ещё дальше — на уровень среднего и начального образования. Так, в регионе сейчас реализуется проект 15 IT-школ Ростовской области. В 2017 году на базе 4 школ Ростова (№№ 11, 60, 70 и 115) были открыты IT-классы для учеников 10-11 классов. Сейчас там обучаются 80 человек. С началом нового 2018-2019 учебного года IT-классы откроются ещё в 11 учебных заведениях Ростова, Таганрога, Шахт, Новочеркасска и Каменска-Шахтинского. Общее число учеников IT-классов составит 380 человек. Проект реализуется при участии бизнеса, вузов и минсвязи Ростовской области.
Кроме того, в 2017 году в регионе был реализован пилотный проект «IT-фабрика компьютерных гениев». На его площадке предусмотрены занятия для школьников по Java и Web-программированию на базе летнего лагеря.
— Программа проекта включает развитие не только профессиональных, но и надпрофессиональных навыков, которые способствует более осознанному выбору профессии в будущем, — поясняет Герман Лопаткин.
Также в Ростовской области проводится командный чемпионат по программированию среди школьников, организаторами которого выступают компания «Гэндальф», Южный федеральный университет и министерство информационных технологий и связи Ростовской области. А в 2018 году в Ростове впервые пройдёт областной конкурс по робототехнике для учащихся от 7 до 17 лет.
Вызов, на который срочно нужен ответ
Связь «школа — вуз — компания» является действенным способом решения проблемы кадрового дефицита в IT-сфере. Однако так можно решить проблему нехватки конкретных специалистов для уже существующих на рынке компаний. После учёбы они сразу же готовы приступить к работе.
Преодоление же технологического отставания, о котором сейчас заговорили на самом высоком уровне, предполагает резкое увеличение числа отечественных разработок (в том числе и уникальных, а не просто «импортозамещающих»), появление новых игроков на российском IT-рынке и так далее. При нынешних темпах развития IT-отрасли в России отрыв от стран-лидеров в лучшем случае не будет увеличиваться (что маловероятно). Нужен резкий рывок вперёд, обеспечить который, в первую очередь, может лишь наличие большого числа хорошо подготовленных специалистов, и лишь во вторую — вливание в отрасль бюджетных средств или предоставление ей каких-то льгот по налогам. При этом Ростовская область уже реализует ряд образовательных программ, которые при распространении на всю Россию в перспективе могли бы изменить ситуацию с нехваткой квалифицированных IT-кадров.
Как показывает практика, без участия государства никакие технологические «рывки» в России пока невозможны. Тем более что в данном случае речь идёт о необходимости глубоких изменений в государственной образовательной системе.