Top.Mail.Ru

Редакторам ростовских СМИ показали, каким может быть аэропорт «Южный»

Но пообещали, что он будет ещё лучше

"Нулевой километр" аэропортового комплекса "Южный"
"Нулевой километр" аэропортового комплекса "Южный"

Управляющая компания «Аэропорты регионов», которая занимается реконструкцией действующего аэропорта Ростова и будет строить новый аэропортовый комплекс под рабочим названием «Южный», организовала пресс-тур для редакторов ростовских СМИ по двум аэропортам, которыми уже управляет компания, — екатеринбургскому Кольцову и самарскому Курумочу. Топ-менеджеры «Аэропортов регионов» похвалились достижениями и уверили, что новый ростовский аэропорт превзойдёт все ожидания.

Ростовчане отправились в пресс-тур с изрядной долей скепсиса в отношении перспектив ростовских аэропортов — как действующего, так и будущего. Зачем реконструировать действующий аэропорт, если ему осталось работать максимум три года? Какая судьба ждёт этот аэропорт после ЧМ-2018?

Ещё больше вопросов возникает о будущем аэропортовом комплексе «Южный». Какова вероятность того, что в условиях кризиса он всё же будет построен? Насколько вырастет стоимость работ? При пассажиропотоке действующего аэропорта в 2,3 млн человек в 2014 году откуда в «Южном» возьмётся «базовый» пассажиропоток в 4,4 млн человек, предусматриваемый к 2018 году? А прогноз пассажиропотока в 8,1 млн человек к 2035 году кажется уж совсем нереальным, тем более если учесть конкуренцию с краснодарским аэропортом. Его развивает холдинг Дерипаски «Базэл Аэро» — прямой конкурент «Аэропортов регионов», принадлежащих Вексельбергу.

Ответы на эти и десяток подобных вопросов удалось получить сполна.

Закупать стройматериалы для «Южного» будут в Екатеринбурге

Екатеринбургский аэропорт Кольцово играет особую роль в аэропортовом хозяйстве Вексельберга. Это первый аэропорт, которым в 2003 году стала управлять ГК «Ренова». На базе Кольцова собрался управленческий костяк, который затем вырос в УК «Аэропорты регионов».

За 12 лет в аэропорт было вложено 19,2 млрд рублей, из них 12,4 млрд вложила «Ренова» и 6,8 млрд — госбюджет. И всё не зря — Кольцово регулярно становится победителем отраслевых конкурсов, входит в двадцатку лучших аэропортов мира и пятёрку лучших аэропортов России. Заслуги компании очевидны, и журналистов сюда возят неслучайно. По отдельным позициям Кольцово утирает нос московским аэропортам, у которых пассажиропоток в несколько раз больше. Последняя нашумевшая история — аварийная посадка Boeing 777 Air France в аэропорту Екатеринбурга из-за поломки двигателя. Благодаря недавно построенному техническому центру «Уральских авиалиний» в Кольцове удалось оперативно заменить двигатель на воздушном судне, а также разместить почти 300 иностранных пассажиров, за что аэропорт получил благодарность от руководства Росавиации.

По сути, в Кольцове расположен центр управления аэропортами, входящими в УК «Аэропорты регионов»: это Стригино в Нижнем Новгороде, Курумоч в Самаре, Центральный в Саратове, Ростовский аэропорт и будущий «Южный».

На базе Кольцова разрабатываются и внедряются технологии управления персоналом, пассажиропотоком, обеспечения безопасности, программное обеспечение, централизованно проводятся закупки оборудования и техники. Меню для пассажиров тоже разрабатывается в Кольцове (хотя продукты покупаются, конечно, на местах). Тут даже занимаются законотворчеством и готовят предложения по изменению российского законодательства в сфере организации авиаперелётов.

Соответственно, закупка всего необходимого для реконструкции действующего Ростовского аэропорта и строительства «Южного» будет координироваться из Екатеринбурга. На вопрос об удорожании стройматериалов и оборудования (которое в России не производится вовсе) исполнительный директор аэропорта Кольцово Алексей Пискунов ответил, что благодаря большим объёмам централизованных закупок удаётся добиваться максимальных скидок от поставщиков. А директор департамента по стратегическим коммуникациям Евгений Красиков добавил, что из-за кризиса обострилась конкуренция среди потенциальных подрядчиков, поэтому они готовы снизить цены на свои услуги. Всё это позволяет рассчитывать, что стоимость строительства «Южного» вырастет не больше чем на 10-15% от изначально заявленных 38 млрд рублей. Из них около 19 млрд рублей должен вложить холдинг Вексельберга и 18 млрд — федеральный бюджет, расходы области — на уровне 900 млн рублей. Напомним, что Газпромбанк уже одобрил выдачу 15-миллиардного кредита на строительство «Южного».

Аэропорт Ростов-на-Дону станет тренировочной площадкой для «Южного»

Действующий Ростовский аэропорт в ближайшие три года станет площадкой для обкатки оборудования, технологий и персонала для будущего АК «Южный». Начальник департамента авиационной и транспортной безопасности УК «Аэропорты регионов» Алексей Корабельников убеждён, что самое главное в аэропортовом хозяйстве — человеческий фактор. Поэтому одна из важнейших задач на ближайшие три года — подготовить персонал действующего аэропорта, обучить работе по современным стандартам, чтобы в новом аэропорту всё началось без сучка и задоринки.

Такой же подход и к оборудованию. Для ростовского аэропорта уже заказан сканер досмотра пассажиров (радиочастотный сканирующий портал) Safe Scout. Пассажиру предлагается войти в круглую кабинку, стать на чётко определённое место и поднять руки. В отличие от предыдущих сканеров этой серии, на Safe Scout оператор не видит анатомических подробностей пассажира, но зато радиоволны передают трёхмерное изображение человека. Оборудование очень дорогое, но впоследствии сканер будет перемещён в АК «Южный».

Вместе с ним в новый аэропорт отправится и большая часть ленточных транспортёров, трапов, тягачей, уборочных машин и прочей техники, которая в ближайшее время появится в действующем аэропорту.

Аэропорт гарантированно проработает до ЧМ-2018. По требованиям FIFA, принимающая сторона должна развести болельщиков противоборствующих команд, и если случится так, что болельщики будут прибывать в Ростов одновременно, два аэропорта позволят это сделать без труда. Другой вариант использования нынешнего Ростовского аэропорта — стоянка для авиалайнеров, которые могут не поместиться на территории «Южного».

После чемпионата аэропорт будет ликвидирован. Другая компания из холдинга Вексельберга готова взяться за строительство жилого микрорайона на этих землях, однако пока, по словам Евгения Красикова, вопрос не решён.

Что ожидать в «Южном»?

На протяжении всего пресс-тура редакторы ростовских СМИ слышали, что новый ростовский аэропорт станет лучшим в стране. Так что же мы увидим?

Во-первых, красивый дизайн. Над аэропортами Кольцово и Курумоч потрудились дизайнеры архитектурной студии NefaResearch, которые сделали разные по сути, но весьма достойные проекты. Известно, что эти же дизайнеры внесут изменения в облик действующего ростовского аэропорта. Будут ли их привлекать к работе над «Южным», пока неизвестно, но в любом случае дизайн обещают интересный.

Бизнес-зал в екатеринбургском аэропорту Кольцово

Дизайн самарского Курумоча» выполнен в космическом стиле

Примечательно, что все редакторы, участвовавшие в пресс-туре, были едины в пожелании не затрагивать казачью тему, которая всплывает каждый раз при обсуждении дизайн-проектов новых сооружений в Ростове.

Второе — организация пассажиропотока в аэропорту. В самарском Курумоче впервые в стране удалось внедрить схему, при которой пассажиры после сдачи багажа проходят досмотр, а потом уже расходятся по терминалам либо внутренних, либо международных рейсов. Для этого пришлось менять законодательство, говорит Алексей Корабельников. Такую же схему внедрят и в «Южном».

Третье — автоматизированная система багажного отделения. Это одна из самых спорных тем. С одной стороны, максимально исключается человеческий фактор, а значит, поводов для беспокойства по поводу целостности и сохранности чемоданов становится значительно меньше. С другой стороны, возрастает число потерянных чемоданов при сортировке. Пока в России автоматизированная система сортировки багажа используется только в аэропорту Шереметьево, и из этого аэропорта, по словам директора по производству УК «Аэропорты регионов» Дениса Букина, ежесуточно не добирается в Кольцово 20-80 багажных мест. Такая же проблема, например, в аэропорту Амстердама, где тоже внедрена автоматика. Эксперты полагают, что при сочетании автоматизированной и механической систем потери при сортировке значительно меньше.

Особая гордость Кольцова — логистический комплекс, в котором есть все условия для приёма различных грузов, даже таких специфических, как цветы. Раз в неделю в Екатеринбург прибывает Airbus из Голландии со ста тоннами цветов. Специальный грузовой терминал позволяет за считаные часы взвесить и перегрузить на фуры всё это великолепие, причём в тепле. Эта услуга особенно актуальна, когда самолёт приземляется при морозе в 40-50 ˚С. Фуры с цветами разъезжаются из Екатеринбурга по территории радиусом в тысячу километров. Аналогичный терминал установлен в Самаре, такой же будет и в «Южном».

В самарском Курумоче работают красивые телетрапы, под стать всему аэропорту выполненные в космическом стиле.

«Космический» телетрап в самарском Курумоче

Для «Южного» также закупят телетрапы. Однако, как и во всех аэропортах мира, автобусы тоже будут курсировать по взлётно-посадочной полосе, поскольку не все модели самолётов стыкуются с телетрапами.

О конкурентоспособности «Южного»

Конкурентоспособность «Южного» обосновал Евгений Красиков. Инвесторы «Южного» не сомневаются в прибыльности своего нового приобретения, ибо региональные аэропорты конкурируют не между собой, а с московскими аэропортами. Как показывает статистика, московские аэропорты чаще всего используются для стыковочных рейсов.

— По нашим расчётам, к 2030 году трафик в московских аэропортах достигнет 120 млн человек, и это будет предел. После этого авиакомпании будут вынуждены искать альтернативные аэропорты, и здесь у «Южного» будут все шансы получить пальму первенства, — полагает Красиков. – Уже сейчас чувствуется перегруженность аэропортов Москвы, пробки в небе над столицей – не редкость.

Важное преимущество «Южного» — наличие базовой авиакомпании «Донавиа». У Краснодарского аэропорта такой компании нет. Базовая авиакомпания приносит гарантированный доход, обеспечивает развитую маршрутную сеть и, как правило, вкладывает собственные средства в техническую базу. Техническая база остаётся собственностью авиакомпании, но благодаря ей развитие аэропорта идёт динамичнее.

Ну и, конечно же, конкурентному преимуществу поспособствуют новейшие технологии ведения аэропортового хозяйства. «Южный» станет первым аэропортом в России за последние 23 года, построенным с нуля.

Марина Поюрова