Перспектива выселения Ростовского театра кукол имени Владимира Былкова с привычного всем места на Университетском уже не первый год будоражит ростовчан. Театр работает здесь с 1967 года, и за это время сменилось уже не одно поколение маленьких зрителей. Те, кого ещё, кажется, недавно самого приводили за руку родители, сегодня приводят сюда своих детей, чтобы окунуться в волшебный мир сказки, где в умелых руках кукловодов оживают тряпичные петрушки и марионетки.
Здание театра согласно федеральному закону должны вернуть Ростовской-на-Дону епархии. Дата передачи — не позднее 30 октября 2019 года, потому что оно построено на фундаменте греческой церкви.
Церковь стояла на пересечении улицы Суворова и Университетского переулка до середины прошлого века. Построенная на пожертвования греческой общины, а в 1909 году была открыта.
Впоследствии в здании размещалась детская техническая станция, затем были попытки переоборудовать помещение под нужды соседней школы. В 1960-е годы церковь была разобрана, а на её месте появилось новое здание — кукольный театр. Одно время активно обсуждалась возможность возвращения греческой общине Благовещенской церкви (того, что от неё осталось) и перевода кукольного театра в другое место. Однако эта идея вызвала в обществе определённые сомнения: этично ли менять творческий центр на религиозный? Решено было построить новую церковь возле Публичной библиотеки, что и было сделано на средства бизнесмена Ивана Саввиди.
Несмотря на появление новой греческой церкви, епархия от своих притязаний на здание кукольного театра не отказалась. 1 марта стало известно, что для театра подобрали новое здание — оно находится на территории бывшей воинской части на Красноармейской, 97.
Журналист donnews.ru посетил театр кукол, чтобы узнать, как живут артисты и их куклы в преддверии большого переезда.
Говорят, театр начинается с вешалки. В Ростовском театре кукол детишек встречают куклы. Большие, выше человеческого роста, они стоят в витрине у входа. В фойе висят на стенах улыбчивые марионетки, а за стеклом и на экранах мониторов расположился небольшой музей — ожидая спектакль, малыши могут посмотреть на старых кукол, ушедших «на пенсию», а также узнать, как устроены разные куклы.
По словам художественного руководителя театра Андрея Былкова-Крата, кукол в театре тысячи. Они хранятся в специальных помещениях за сценой, в кладовых, в хранилище и даже потеснили транспорт в гараже во внутреннем дворике театра. На каждый спектакль художники создают около 100 кукол, а в репертуаре театра 60 постановок.
Самые старые куклы — механические балерина и конферансье — хранятся в фойе, под стеклом. Они отреставрированы и исправны. Балерина делает изящные движения руками, а её спутник поднимает букет цветов. Их создал бродячий кукольник-сказочник Иван Афиногенович Зайцев, который работал в конце 19-го — начале 20-го века. Он перенял секреты мастерства у итальянских и французских кукольников, и эти куклы созданы по тем эскизам, которыми пользовались в 17-18-м веках.
Старинная кукла
— Ученица Зайцева работала при филармонии. В 1990-х годах, будучи уже очень пожилой женщиной, она принесла к нам в театр чемодан с куклами и сказала, что это самое дорогое, что у неё есть в жизни, помимо семьи, — рассказывает Андрей Былков-Крат. Она сказала: «У меня остались куклы, я хочу отдать их в ваши добрые руки, чтобы они жили. Если получится у вас, то пусть на сцене, если нет, то дайте им жизнь, чтобы люди могли их видеть, ведь они созданы для того, чтобы блистать». Двух кукол мы отреставрировали. Другие пока не отреставрированы, но мы их показываем посетителям, приходящим на экскурсии.
Каждая кукла в театре — уникальная и создаётся художниками при участии актёров.
— Ещё Сергей Образцов, основатель Центрального театра кукол, говорил, что при создании эскиза куклы художник должен заимствовать некоторые черты кукловода. Тогда артисту легче сродниться с куклой, а может быть, если говорить о мистической стороне, и кукле легче не сопротивляться, а помогать артисту, чтобы они стали одним целым на сцене.
Голос, руки, душа и сердце передаются кукле, которая уже взаимодействует со зрителями в зале и заставляет смеяться, плакать, сопереживать. Куклы для артистов — как дети. Чтобы спрятать кукол в кофр на хранение, их заворачивают в тряпочку, которая называется пелёнкой, к ним относятся как к живым маленьким человечкам.
Работа кукольника непростая. В ростовском театре хранят традиции управления всеми видами кукол — планшетными, марионетками, петрушечными, паркетными.
— Профессия очень сложная и необычная. Ещё недавно артист-кукловод уходил на пенсию в 45 лет, как военный, пожарный и другие люди сложных профессий. Быть кукловодом — редкий дар, эту профессию в первую очередь нужно любить. Если любви нет, то делать в театре кукол человеку нечего. Мы работаем для детей и подбираем коллектив таким образом, чтобы люди имели в душе оптимистичность, доброту. Ведь мы обращаемся к самой тонкой субстанции на земле — к душе ребёнка.
Высшего учебного заведения, которое бы готовило кукловодов, в Ростове и области нет. Поэтому о подготовке нового поколения артистов в театре заботятся сами.
— Мы совместно с Ростовским колледжем искусств готовим ребят сразу после 9-го класса, чтобы они пришли и уже здесь постигали азы и секреты профессии.
Занятия будущих кукловодов
На вес золота и хорошие пьесы для новых постановок.
— У нас работает художественный совет, который просматривает и выверяет пьесу, чтобы она была доступной и чтобы в ней не было вещей, которые не совсем хороши для детей. Бывает, что драматурги выплёскивают своё негодование или вдруг ни с того ни с сего в детской сказке используют современные аллегории, чуть ли не политические. Но это совершенно ни к чему ребёнку. Мы призываем к торжеству гуманистических общечеловеческих ценностей. Это большая проблема современной драматургии для театров кукол — пьес много, но, к сожалению, пьес с большой буквы мало.
В репертуаре театра есть поучительные, весёлые и даже печальные пьесы, например чеховская «Каштанка». Но тенденция такова, что современный зритель предпочитает спектакли лёгкие и весёлые.
— Может быть, жизнь такая, а может быть, атмосфера в обществе такова, что хочется посмеяться, развлечься. Так, во времена Великой депрессии Уолта Диснея спрашивали: в стране такая тяжёлая ситуация, почему же вы делаете весёлые, незатейливые, даже дурашливые мультипликационные фильмы? Дисней ответил: само время диктует, что мы должны вселять в людей оптимизм и уверенность. Это делаем и мы. Мы вкладываем в наш материал идеи, которые призывают к добру, любви, дружбе, уважению к старшим.
С понедельника по пятницу театр работает для самых маленьких зрителей, спектакли идут в фойе при дневном свете, чтобы малыши 2-2,5 лет не испугались непривычной атмосферы.
— В спектаклях мы учим, как можно преодолеть сложные жизненные ситуации, на примере того же Колобка. Он встречается с различными социальными типажами: там и мошенница Лиса, и грубый наглец Медведь или уже отъявленный разбойник Волк, или всего боящийся запуганный Заяц. Я говорю, что Колобок — это Гамлет театра кукол, потому что в этой сказке есть вся гамма переживаний и чувств в обобщённом виде, — смеётся Былков-Крат.
Как раз сегодня в театре спектакль про Колобка, и маленькие зрители с удовольствием следят за его приключениями.
Мне удаётся попасть за ширму и посмотреть, как работают артисты.
За ширмой — своё маленькое представление, и хотя лица артиста зрители не видят, он отыгрывает роль на 100%.
Кстати, в трактовке Ростовского театра кукол у этой истории счастливый конец, и даже хитрая Лиса встаёт на путь исправления.
После спектакля нам удаётся поговорить с артистами Еленой Клименко и Александром Василенко.
Елена Клименко и Александр Василенко
Александр в театре более 40 лет, и всё это время исполняет главные роли. Его первой ролью был Иван-царевич в спектакле «Иван-царевич и Серый волк». Этот спектакль до сих пор идёт в театре, но уже в новом прочтении, а сам Александр теперь исполняет роль батюшки-царя.
— Кому-то кажется удивительным, что взрослые дяди и тёти играют в куклы. Наверное, это с детства, и так оно и осталось: хоть мне уже перевалило за 60, в душе всё ещё ощущается детское начало. Для меня это смысл жизни, как ни высокопарно это звучит. Это судьба, и это уже до конца моих дней.
Александр Василенко в роли Короля
Для артиста среди кукол нет любимчиков — с каждой на сцене прожита маленькая жизнь.
— Ты берёшь куклу и работаешь с ней, а потом благодаришь её и прощаешься с ней до новой встречи и до следующего спектакля. Куклы меняются, и характер у каждой разный, как и у людей.
Елена Клименко рассказывает, что ею любимы все куклы, с которыми она работает, но самые первые запомнились особенно.
— Я тогда проходила курсы, только осваивала все виды кукол, занималась с опытными мастерами. Мы как раз ставили спектакль «Дело в шляпе», который попал на международный фестиваль. У нас были очень необычные куклы, они трансформировались. Из зонтика и вазы с цветами получалась принцесса, из метлы — волшебник, из мячика, плаща и шляпки — забавный принц. Для меня они дороги, потому что это было моё первое прикосновение к театру кукол. А любимы все, они все разные и каждая по-своему — и образ, и голос.
За ширмой
Елена Клименко начинала как драматическая артистка, а в театр кукол её привела судьба.
— Так случайно получилось, а потом я прикипела, мне так понравилось! Я думала, что немножечко поработаю, пока нет ставки в драме, а потом поняла, что никуда я отсюда уже не уйду. Здесь детский зритель, которого не обманешь. И вообще это так ответственно, ведь для детей это первое соприкосновение с театром.
В театре не любят говорить о грядущем переезде, но я не могу не спросить об этом. Лица артистов сразу мрачнеют.
— Это больная тема, — признаётся Александр Василенко. — Тут прошла вся жизнь, и любой уголок, любой закоулочек этого здания — как у себя дома. Я православный человек, крещёный, но в данном случае позиция православной церкви — отбирать у детей детство — мне непонятна. Это не по-христиански, честно говоря. Я думаю, что им нужно не именно это здание, а место — тихий уголок в центре. Мы все переживаем и не знаем, что нам делать.
Елена Клименко тоже не может сдержать эмоций.
— Мы пытались и сами собирать подписи, и зрители походят к нам перед спектаклями и спрашивают, к кому обратиться, чтобы театр не трогали. Жалко. Здание со своей историей, атмосферой. Как же можно просто так взять и выселить? Здесь очень уютные зал и сцена. Конечно, зданию не помешает ремонт, не хватает цехов. Но ведь лучше восстановить и отремонтировать это здание, чем строить новое...
Директор Ирина Зарецкая рассказывает, что никаких официальных документов или распоряжений о том, куда переедет театр, она пока не получала.
Ирина Зарецкая
— Мы узнали о предлагаемом здании на Красноармейской из прессы. Разговор об этом ведётся уже давно, но ничего конкретного нам не сообщали. У нас есть техническое задание, где написано, что нам в принципе нужно. Мы надеемся, что будет выстроен новый театр, соответствующий современным требованиям. Потому что это особый вид искусства, не такой, как другие театры. Требуется специализированное оборудование, так называемая яма в зрительном зале. Важно определённое расположение кресел. И даже кресла нужны специфические — трансформирующиеся, чтобы дети могли видеть то, что происходит на сцене. Задний ряд не должен быть высоко, не должно быть балконов, чтобы зрители не видели, что происходит за ширмой. Площадь нашего здания 2100 квадратных метров. В будущем нам нужны 3000 квадратных метров плюс место под парковку.
Здание на Красноармейской, по словам Ирины Зарецкой, для кукольного театра совсем не приспособлено — оно старое, заброшенное и, чтобы привести его в порядок, придётся начинать всё с нуля.
Вопрос о переезде стоит уже 12 лет. Рассматривалась возможность переезда театра кукол на Серафимовича, 88, в так называемый Клуб приказчиков. Сообщалось, что там же разместятся молодёжный арт-центр и две библиотеки — одна детская, другая для слепых. Однако окончательного решения о судьбе здания Клуба приказчиков до сих пор нет. И для детского театра оно совсем не подходит. Оно даже не подключено к центральному отоплению — здание отапливается углём.
Здание Клуба Приказчиков
— Конечно, хорошо бы, чтобы новое здание находилось в центре Ростова. Во всех городах, где мы были на гастролях или фестивалях, театры располагаются в центре. Хорошо бы, чтобы нашлись средства на строительство. Когда я увидела, какой кукольный театр построили в Кирове, у меня просто выступили слёзы... А у нас скромное здание. Из-за того, что оно много лет находится в процессе передачи, нам не выделяют средства, чтобы как-то привести его в надлежащий вид. Конечно, мы поддерживаем его насколько можем, чтобы оно было красивым, чтобы создать соответствующую атмосферу и антураж.
Здание кукольного театра в Кирове
В подвешенном состоянии театр кукол живёт и работает много лет. И работает, стоит отметить, хорошо. Ежегодно его посещает около 50 тысяч детишек. Залы полны, на многие спектакли не достать билетов.
— Иногда зрители даже возмущаются, что невозможно достать билетов, но нам это, конечно, бальзам на душу, потому что каждый театр мечтает об аншлагах, — рассказывает Ирина Зарецкая.
Часть средств театру выделяется на выполнение государственного задания, часть театр зарабатывает сам.
— Эти деньги мы направляем на развитие театра, на новые постановки. Например, в этом году за бюджетные деньги было запланировано две постановки, а мы добавили то, что заработали, и поставили шесть.
О том, что театр останется в прежнем здании, уже никто, кажется, и не мечтает. Директор и художественный руководитель встречались с митрополитом Меркурием, пытались уговорить его оставить здание театру. Однако тот остался неумолим. Так что в театре живут сегодняшним днём и делают своё дело: дарят сказку детям. А маленькие зрители иногда относятся к волшебному миру кукол даже слишком серьёзно.
— Однажды я спросила маленького мальчика в зале: ну как, тебе понравился спектакль? А он плачет. Я спросила, почему он плачет? А он говорит: я хочу здесь жить! Иногда, чтобы ребёнок вышел из зала, приходится объяснить ему, что куклы устали и уже ложатся спать. Одна девочка не уходила из театра больше двух часов, пыталась помочь уборщицам убрать, всё что угодно готова была делать, только бы остаться.
Куклы для детей — живые. У всех есть любимые герои, они рисуют для них рисунки, приносят поделки.
Театр посещают дети из Ростова и области, из других городов и стран. Новогоднюю программу посетили даже американцы из Техаса.
— К нам приходил мальчик из Лондона, его привезли в Ростов на две недели. И он с бабушкой каждый день ходил в наш театр. Он знал, где находится мой кабинет, заходил ко мне, говорил: «Здравствуйте, директор!» — и шёл дальше смотреть спектакль. Такого театра у них в Лондоне нет, и он хотел насмотреться впрок.
До 2019 года ещё далеко. Решение о переезде театра на Красноармейскую ещё могут отменить и найти единственному в городе и области кукольному театру другое здание. А может, случится чудо и найдутся средства на строительство нового, современного здания? Остаётся надеяться на чудо, потому как церковь вряд ли откажется от своих притязаний.