«Южный IT-парк» работает в Ростове уже год. За это время 4-месячный курс обучения прошли 12 стартап-команд прошедших конкурс и получившие статус резидента, а некоторые из них уже получили инвестиции и могут расширить свой бизнес. Журналист donnews.ru попытался разобраться, как это работает.
Пятница, день консультаций в бизнес-инкубаторе «Южного IT-парка». В коворкинге бизнес-инкубатора обсуждается новый проект — молодые ребята занимаются разработкой дронов (коптеров). Беспилотные устройства позволяют производить аэросъёмку или, например, обследовать высотные конструкции, куда человеку добраться проблематично. Также они могут производить погодные исследования и даже перемещать небольшие грузы. Подробности проекта, предлагаемого потенциальными резидентами «Южного IT-парка» пока держатся в секрете. Но, как говорит директор IT-парка Роман Усатый, проект перспективный, и у ребят есть все шансы войти в новый набор стартаперов, так как рынок заинтересован в новых идеях в области «умного железа».
Роман Усатый
Запрос на новые разработки IT-парк получил от представителей венчурных фондов и бизнес-ангелов во время стартап-сессии прошлого выпускного Demo Day резидентов (день, когда все команды демонстрируют свои результаты перед инвесторами).
— Для нового набора стартапов мы ищем не только проекты в области IT, но и проекты в сфере hardware, робототехники, микропроцессоров, дронов, чипов, то есть интересные проекты в области железа. Фонды несколько насытились IT-проектами, тем более сейчас рынок App store насыщен мобильными приложениями — по каждому запросу несколько вариантов. Этот рынок активно развивается, и найти новые проекты довольно сложно. Умное железо — это то, во что инвесторы готовы вкладываться, потому что таких проектов по России достаточно мало. Сейчас запущена федеральная программа импортозамещения, и это востребовано в оборонно-промышленном комплексе и новых технологиях, на это выделяются большие деньги из бюджета. Но есть также и частные инвесторы, которые заинтересованы в применении высоких технологий в коммерческих проектах. В Ростове, в Таганроге очень хороший потенциал для этого.
По словам Романа Усатого, рынок также ждёт разработок в области медицины и диагностики. Вкладываться в такие проекты готовы и иностранные инвесторы. Среди претендентов в новый набор стартаперов есть также перспективный проект — молодой человек работает над разработкой специальных датчиков для людей с заболеваниями сердца. Датчик считывает данные о состоянии здоровья и передаёт их на смартфон, если есть нарушения.
Новый набор идёт несколько месяцев, и в этот раз Южный IT-парк сможет предоставить рабочие места 30-35 стартап-командам. Заявок при этом уже более ста, то есть конкурс — три проекта на место. По словам Романа Усатого, в этот раз конкуренция будет выше и отбор жёстче.
— В планах — сделать конкурс таким образом, чтобы презентация своих идей потенциальными стартаперами проходила как для ростовских экспертов, так и для представителей венчурных фондов и бизнес-ангелов — они будут наблюдать за процессом по телемосту и смогут выбрать своих фаворитов.
Сама идея IT-парка появилась несколько лет назад по инициативе губернатора Ростовской области Василия Голубева. Несколько ранее министр связи и информационных технологий России Николай Никифоров дал установку развивать сферу IT в регионах. В Казань, где уже функционировал полноценный технопарк, перенимать опыт отправилась делегация правительства Ростовской области, возглавляемая Виктором Гончаровым, который тогда занимал пост заместителя губернатора. После этого региональному министерству информационных технологий и связи, возглавляемому Германом Лопаткиным, было поручено проработать модель и концепцию развития IT-парка в Ростове. Когда Гончаров был назначен главой Региональной корпорации развития, при совместных действиях с мининформсвязи области и корпорации было принято решение о создании и начале деятельности IT-парка в статусе корпорации. В Казани было щедрое финансирование из федерального бюджета, там строились огромные площади, центры коллективного пользования, лаборатории. Чтобы создать нечто подобное, необходимо было показать правительственному аппарату, что всё это действительно будет работать и в Ростовской области.
— Изначально планировалось создать единый бизнес-центр, в котором разместятся компании, работающие в сфере информационных технологий и робототехники, которые будут создавать кластеры, консорциумы и проводить совместные мероприятия в сфере IT, — рассказывает Роман Усатый. — Эту модель на момент создания парка переработали, так как не хотелось создавать просто новый бизнес-центр. Также на решение повлиял и тот факт, что в регионе есть крупные компании, такие как «Гэндальф», которые на слуху, а есть очень много региональных компаний, которые не сильно афишируют свою деятельность, но при этом успешно работают, в том числе на международном рынке, оставаясь при этом в Ростове. Не меньше таких компаний и в Таганроге. Когда мы начали создавать экосистему вокруг ИТ-парка и представителей экспертного совета, мы нашли очень много таких компаний. Они оказывают поддержку, занимаются наставничеством, проводят экспертизу проектов молодых стартапов. Идея бизнес-центра была отложена. В Казани, кстати, уже построенную коробку долго не могли наполнить компаниями, и приходилось искать резидентов в других городах.
Тогда было принято решение на первом этапе создать IT-парк в рамках структурного подразделения Региональной корпорации развития и все силы направить на развитие и работу бизнес-инкубатора для стартапов в сфере ИТ. По итогам встреч с представителями общественности, бизнеса, Сколково и Фонда развития интернет-инициатив была разработана концепция, налажено взаимодействие с IT-сообществом региона и выработана идеология создания в дальнейшем крупного технопарка. Но сердцем его оставался бизнес-инкубатор.
— Мы работаем по примеру Фонда развития интернет-инициатив и акселераторов, которых очень много в мире. Задача акселератора — на ранних этапах интенсивно развивать проект по специальной программе в ограниченно сжатые сроки. Наша программа основана на методологии создателя успешных стартапов, «крёстного отца» Кремниевой долины Стива Бланка. В IT-бизнесе, как правило, сначала создаётся продукт, а уже потом ищется конечный потребитель. По методике Бланка, которая называется customer development, работа начинается, когда продукта или услуги ещё нет, а есть только идея, которая постоянно проверяется. Строится гипотеза, человек идёт на рынок, проводит так называемые проблемные интервью, и когда уже есть подтверждённый спрос, когда люди уже готовы заплатить за конечный результат, тогда он начинает производить продукт. Дальше проект уже можно масштабировать. Такая методология уникальна для Ростова, и она доказала свою работоспособность, — рассказал Роман Усатый.
Для айтишников, представителей бизнес-сферы и резидентов бизнес-инкубатора проводятся платные и бесплатные лекции и мастер-классы. Есть мероприятия, которые проводятся на платной основе, когда организация мероприятия требует больших расходов и приглашается несколько иногородних спикеров, либо мероприятие проводится совместно с соорганизаторами. Также есть большое количество мероприятий по мобильной разработке, интернет-маркетингу, контекстной рекламе и т. д. которые проводятся силами IT-парка и направлены на популяризацию IT. Они стимулируют предпринимательскую активность среди молодёжи и увеличивают количество новых стартапов. Эти мероприятия бесплатны. Также стартап-команды платят символическую плату за аренду рабочих мест — две тысячи рублей за место в течение четырёхмесячного интенсива.
По его словам, работа «Южного IT-парка» получила высокую оценку от Сколково, Фонда развития интернет-инициатив и нескольких представителей венчурных фондов и частных бизнес-ангелов.
— С этими организациями мы активно сотрудничаем, проводим совместные мероприятия, они направляют на безвозмездной основе своих спикеров. По признанию коллег, мы сделали за год то, для чего другим технопаркам требуется несколько лет. Это, конечно, очень высокая для нас оценка. У нас совсем небольшая команда, но у нас есть много волонтёров, которые хотят работать в технопарке в перспективе. Очень много ребят, с которыми мы сотрудничаем, это сотрудники компаний, которые формируют пул экспертов и оказывают менторскую поддержку уже вошедшим в набор проектам. У каждого проекта должен быть наставник, и мы имеем пул из экспертов — около 20 человек. Они безвозмездно оказывают помощь. Также мы сотрудничаем с коллегами из Казани. Мы пока берём лишь 2% от суммы заключённой инвестиционной сделки и площади в аренду состоявшимся компаниям не сдаём. Сейчас IT-парк развивается за счёт средств корпорации.
Параллельно с новым набором в IT-парке не прекращается работа со стартаперами прошлого набора. Некоторые их них уже получили инвестиции.
— По итогам четырёхмесячной программы по развитию этих проектов мы выпустили 9 стартапов на презентационную инвест-сессию. Три из них — Homie, «ПоПути» и HOPOX — получают посевные инвестиции. HOPOX — это достаточно сложный проект, он предназначен для руководителей отдела маркетинга (CMO) или руководителей компаний (CEO), для эффективного управления маркетинговыми задачами и командой маркетологов на основе данных, и это тот проект, который, получив поддержку от инвесторов, больше подходит для развития на международных рынках, что они и намерены сделать в перспективе, в том числе подавать заявку на участие в акселераторе за рубежом. Также ведутся переговоры по проекту «Телега» (онлайн-заказ доставки фермерских продуктов) и Web2Print.pro (сервис полиграфических услуг через интернет) так что, я думаю, 5 стартапов из 9 мы закроем. При этом остальные стартапы мы не оставляем, мы также ведём переговоры, чтобы они получили инвестиции.
Среди стартапов, которые также попали в число резидентов первого набора, были и те, которые нацелены на самовыражение и самосовершенствование. Таковы, например, сервис самостоятельного обучения рисованию DrawFox.com или сервис по борьбе с прокрастинацией и ленью — Pinator3.ru.
По словам Романа Усатого, основная задача ИТ-парка — работа с молодёжью, которая мыслит свежо и нестандартно.
— Необходимо показать молодым людям, что воплотить любую идею в жизнь вполне реально при правильном подходе. Наша задача — помочь им, дать толчок к развитию проекта, поспособствовать привлечению инвестиций, чтобы проект мог дальше расти и выходить на новые рынки.
Директор IT-парка отмечает, что развитие бизнес-инкубатора как сердца будущего технопарка — это лишь первый шаг.
— Мы не отказываемся от идеи строительства полноценного технопарка, который объединит в себе все элементы, соберёт под одной крышей уже состоявшиеся в сфере IT компании, маленькие компании, только развившиеся из стартапов, и инкубатор, где специалисты сообща будут работать над развитием новых идей, превращением их в бизнес. Создание такого проекта в регионе продиктовано уже сложившимися условиями — наличием профильных вузов, молодых кадров и уже сложившихся успешных компаний.{{voter}}
Сроки реализации проекта пока не определены, всё будет зависеть от финансирования. В более краткосрочной перспективе у нас создание удалённого курса для стартаперов из области, которые не могут регулярно приезжать в Ростов и участвовать в лекциях очно. Занятия же для нового отбора стартапов бизнес-инкубатора планируем начать уже в ноябре.