Обмеление Дона тормозит развитие рыбоводства в Ростовской области. От нехватки воды отрасль страдает уже около четырёх лет: наполнять пруды всё сложнее. При этом рыбоводы производят больше рыбы, чем в советское время. О проблемах и перспективах рыбных хозяйств региона узнал журналист donnews.ru.
Ростовская область лидирует в России по выращиванию товарной рыбы. За год производят 17,8 тысяч тонн и почти треть из них даёт ассоциация «Большая рыба». Она была создана в 2012 году на базе рыбколхоза и включает пять предприяти: ООО «Висловские пруды», ООО «Рыбинвестагро», ООО «Рыбка», ООО «Семикаракорская рыба», ООО «Слободская сагва». Хозяйства выращивают карпа, толстолобика, белого амура и рыбопосадочный материал (мальков) этих видов.
Глава ассоциации Александр Ершов рассказал, что изначально рыбколхоз носил название «Заветы Ильича», но был переименован с подачи местных казаков.
— Они пришли и сказали: «Что это за заветы Ильича? Давайте с этим заканчивать!» А вообще такое название мешало, если честно. Из-за него в 2007 году на нас уже смотрели как на придурков. И было решено это название заменить. Не потому, что Ильич плохой, мы его заветам до сих пор следуем. Я предложил вернуться к историческому названию — рыбколхоз имени Кагановича. Но казакам почему-то и это имя не понравилось. Тогда было решено назвать предприятие в честь Ивана Абрамова, который когда-то поднял рыбколхоз и вывел его на лидирующие позиции.
Александр Ершов
Рыбколхоз «Заветы Ильича» в советское время был флагманом прудового рыбоводства. В то время в регионе было пять крупных рыбколхозов. Но в тяжёлые 1990-е выжил лишь один — тот, что сейчас работает под флагом ассоциации «Большая рыба». По факту он принадлежит тем, кто проработал в нём всю жизнь.
— Колхоз не проходил через приватизацию, по закону он был собственностью колхозников — их было 400 человек. Многие продали свои паи, осталось 26 человек, которые и учредили ассоциацию «Большая рыба». Я горжусь тем, что сюда не пришёл ни один глава района, нет ни одного дяди со стороны. Здесь только те, кто работал на самом деле и своим трудом это создавал. Я могу тешить своё самолюбие тем, что у меня это получилось. А могло бы не получиться, раза четыре банкротство подступало по разным причинам, — рассказывает Александр Ершов.
Средний объём производства рыбы в рыбколхозе «Заветы Ильича» в советское время составлял 3,2 тысячи тонн. Сегодня ассоциация реализует свыше 5 тысяч тонн в год, а производит на 800 тонн больше. Также ассоциация производит порядка 1,1 тысячи тонн малька весом 300 граммов каждый и личинки рыб. Могли бы производить и больше, но мешает нехватка воды.
Все пять предприятий ассоциации берут воду из реки Сал. Директор ОАО «Семикаракорская рыба» Александр Мандрыко показывает, как выглядит река сегодня. Вроде бы должно быть апрельское половодье, а воды едва хватает.
Воды в Салу совсем мало
— Было бы больше водички, можно было бы увеличить объём производства рыбы. Решение вроде как найдено — строительство Багаевского гидроузла. Благодаря ему вода в Дону поднимется где-то на 2,5 метра, значит, на метр поднимется и в Салу.
Возлагает надежды на строительство гидроузла и Александр Ершов.
Если водозаборы рыбоводных хозяйств оголятся, мы не сможем подавать воду в наши пруды. Мы останемся без работы, а люди без рыбы, — говорит Александр Ершов. Он тоже считает, что строительство Багаевского гидроузла на Дону может решить проблему.
— Почему-то вокруг этого разгорелась бурная дискуссия — «надо, не надо строить»! С точки зрения рыбного хозяйства нанести вред Дону невозможно. Дон сегодня не рыбохозяйственный водоём, это судоходный канал. Если мы ничего не сделаем, то следом за Доном таким же нерыбохозяйственным станет и Цимлянское водохранилище, в котором воды всё меньше и меньше. Из-за этого и рыбоводство, и орошение окажутся под угрозой. Нет воды — нет жизни. Строительство гидроузла позволит забирать меньше воды из Цимлянского водохранилища.
Строительство гидроузла на Дону в хуторе Арпачин Багаевского района планируют начать в следующем году, а завершить к 2020 году. Пока же формируется техническое задание.
Напомним, 29 февраля премьер-министр Дмитрий Медведев подписал распоряжение о включении проекта в стратегию развития внутреннего водного транспорта РФ до 2030 года. Финансироваться проект будет за счёт федерального бюджета, затраты составят около 22 млрд рублей. Необходимость строительства такого гидроузла обсуждалась сначала в 1950-х, потом дискуссия продолжилась в 1980-е годы, но денег тогда так и не выделили.
По словам Александра Ершова, с большим количеством воды их производство рыбы возросло бы минимум на 1,5 тысячи тонн.
Несмотря на нехватку воды, у «Семикаракорской рыбы» большие планы. Например, строительство цеха по передержке рыбы стоимостью 20 млн. Половина средств есть, остальное Александр Мандрыко планирует получить в качестве поддержки из бюджета Ростовской области. Ещё пять миллионов пойдёт на строительство лаборатории по выработке специальной водоросли, которая естественным путём борется с сине-зелёной водорослью, поражающей водоёмы Ростовской области в летнее время.
Александр Мандрыко
Александр Мандрыко с гордостью показывают небольшой инкубатор по получению ранней личинки. Здесь в тёплой воде плавают производители весом 7-8 килограммов, тогда как вес обычной взрослой рыбы в среднем 2 килограмма. Личинки будут получены уже в двадцатых числах апреля, тогда как в других хозяйствах — не раньше мая.
Большая часть товарной рыбы продаётся в Москву и Санкт-Петербург. На вопрос, почему именно туда, Александр Мандрыко отвечает, что всё дело в региональной ценовой политике.
— У нас отпускная цена на рыбу 110 рублей за килограмм. При этом цена на рынке 300 рублей, но это не наша вина. Это вина посредников. Раньше была максимальная наценка 30% — больше накручивать не имели права. Продавалась бы она по 150, а не по 300 рублей — сами понимаете, пропускная способность реализации рыбы была бы больше. В Москве и Санкт-Петербурге люди к этому уже подошли и поняли, что надбавка должна быть минимальной. А наши продавцы — все барины.
Взвешивание рыбы
Хозяйство ООО «Слободская сагва» в скором времени планирует получить статус племенного. Здесь есть большой инкубационный цех. По словам директора Тамары Недостоевой, в ближайших планах — модернизировать цех, для этого также необходимо 20 миллионов. Тамара Недостоева тоже надеется на поддержку областного правительства, говорит, что прибегать к кредитам не хочет — пока обходилась без них. Цех позволит получать из икры до 150 млн личинок в год. Самой ассоциации нужно порядка 12 млн, а остальное пойдёт на продажу. За рыбой, посадочным материалом и личинкой сюда едут со всей России — из Краснодарского и Ставропольского краёв, Крыма, Москвы, Санкт-Петербурга, Белгородской, Волгоградской и Воронежской областей.
Рыбаки неводом собирают со дна спущенного пруда мальков
На работу в «Слободскую сагву» очередь: ежемесячный оклад здесь по сельским меркам хороший — около 20 тысяч рублей.
Штат дорос до 78 человек, и на работу едут со всего Семикаракорского района. Из дополнительных плюсов — питание. Стоимость обеда для работников — 30 рублей. Тамара Недостоева уточняет, что в основном это плата за хлеб, всё остальное у рыбхоза своё — поросята, гуси, овцы и даже пасека.
Подсобное хозяйство
По словам Александра Ершова, выработку торговой рыбы пока планируется сохранить на уровне 4-5 тысяч тонн из-за отсутствия в регионе переработки.
Эта проблема стоит довольно остро. В советское время в регионе было семь рыбокомбинатов, сейчас нет ни одного. При этом существует инвестпроект по строительству в Семикаракорском районе рыбокомбината, который бы перерабатывал 5-7 тысяч тонн толстолобика в год.
Толстолобик довольно костлявая рыба и идеально подходит именно для переработки. Есть и площадка, и сырьё, и проектная документация, но нет главного — инвестора. С 2008 года несколько инвесторов проявляли интерес к проекту, но до дела так и не дошло. А между тем предприятие могло бы производить из толстолобика снеки, крабовые палочки, наггетсы и пельмени.
Сортировка и подсчёт малька
Удовлетворить потребность комбината в толстолобике «Большая рыба» смогла бы даже без дополнительных вложений. Толстолобика можно выращивать вместе с карпом: он питается естественным кормом и отходами, специальный корм ему не нужен, тогда как другие виды рыб требуют нескольких тонн зерна ежедневно. Но пока в регионе нет переработки, выращивать толстолобика в большом количестве нет смысла. Поэтому ассоциация делает упор на карпа, доля его производства в ассоциации составляет 90%.
Александр Ершов уверен, что за рыбоводством — будущее. {{voter}}У рыбоводов Ростовской области есть многолетний опыт и большие планы по развитию отрасли. Дело за малым — устранить дефицит воды да наладить местную переработку.