В Ростове 1 августа изменилась работа общественного транспорта. Всё дело в новых контрактах на перевозку пассажиров, которые были разыграны между транспортными компаниями. Предыдущие подобные изменения происходили при Виталии Кушнарёве. И, по первым отзывам ростовчан, у администрации Алексея Логвиненко запуск новых контрактов проходит более гладко. Хотя проблем, естественно, хватает. Рассказываем, что именно изменилось и можно ли называть произошедшее «транспортной реформой».
Как изменились маршруты?
По информации «Ростовского городского транспорта», изменения коснулись примерно десятка маршрутов. Так, № 13 СТ Утро — Богатяновский спуск разделили на два маршрута: автобусы № 13 теперь ходят от Центрального рынка до Орбитальной, а № 13а — от Центрального рынка до СТ «Утро» . Чтобы проехать по Береговой до Богатяновского спуска, отныне нужен другой автобус — № 76. Это новый маршрут, который ходит от ЖК «Скай-Парк» на Нансена в центр города через Шеболдаева и Будённовский. Заканчивается маршрут в восточном конце Береговой.
Маршрут № 24 Горсоветская — Главный автовокзал продлили до ТРЦ «Мегамаг» через Темерницкий мост. № 50 Часовой завод — Лендворец теперь сворачивает с Ленина на Нагибина, далее идёт по Ворошиловскому до Московской, а оттуда — до начала Будённовского и Береговой.
Маршруты № 35 и 42 сократят до Платовского. До Донского инфекционного центра ходит № 37. Этот маршрут начинается на Сельмаше и на большем своём протяжении дублирует № 35 и № 42, заезжая и в Платовский.
Маршрут № 73 продлили от «Ленты» на Жданова до ЖК «Западная резиденция». № 75 отныне ходит от Центрального рынка на левый берег не через Темерницкий мост, а по Московской доезжает вплоть до Ворошиловского моста.
Ещё один новый маршрут — № 84. Он ходит от ЖК «Вересаево» до Главного автовокзала.
На улицы Ростова вышли китайские автобусы
Говоря о начале работы новых транспортных контрактов, в администрации Ростова в первую очередь указывали на грядущее обновление автобусного парка. Оно действительно произошло. Автопарки ростовских перевозчиков пополнились почти на 150 автобусов.
Правда, новых из них лишь 80, остальные уже успели поработать в других городах страны. В основном это уже привычные «МАЗы» и «НефАЗы». Но не обошлось и без экзотики — 1 августа на ростовские дороги вышли 25 новых китайских автобусов Yutong ZK 6890 HGQ. Впрочем, как указывает «Ростовский городской транспорт», в большинстве тех же «МАЗов» установлены китайские двигатели.
Многие ростовские водители проигнорировали форму
Ещё одно изменение, которое должно было броситься всем в глаза — это обязанность водителей общественного транспорта носить форму: чёрные брюки и голубые рубашки. На каких-то маршрутах (в основном обслуживаемых муниципальным «Ростовпассажиртрансом») это было сделано, однако далеко не везде. Встретить водителя шортах, сланцах и распахнутой рубашке или даже майке-алкоголичке в Ростове по-прежнему не трудно.
Такая же история с кондиционерами. Однако она, в отличие от формы, далеко не новая. В некоторых автобусах кондиционеры действительно работают, но опять же далеко не везде.
Остаются проблемы и с фактическим выпуском транспорта на маршруты. Так, практически традиционно на нехватку автобусов с 1 августа начали жаловаться жители «Суворовского». Но есть и те, кто относится к происходящему стоически, указывая, что с первого же дня всё и не могло работать так, как задумано. И перевозчикам, как и администрации, стоит дать немного времени на наладку обновлённой транспортной схемы.
Логвиненко уже грозит перевозчикам разрывом контрактов
К чести действующего главы администрации, он не стал делать вид, что транспортных проблем в городе нет, как это в своё время делали подчинённые Виталия Кушнарёва, да и он сам.
На следующий день после начала работы новых контрактов Логвиненко написал в своём telegram-канале, что видит все комментарии ростовчан по работе автобусных перевозчиков. Правда, не уточнил, где он это делает, комментарии к его постам традиционно закрыты.
«Создал рабочую группу для оперативного устранения сложившейся ситуации. Заслушал доклады заместителя по транспорту и дорожному хозяйству и директора департамента транспорта и поручил им лично контролировать выпуск автобусов на линию. С каждым перевозчиком работаем индивидуально. Уже сегодня по моему поручению в адрес транспортных компаний направлено 7 претензий по 20-ти маршрутам», — написал Логвиненко.
Он также пригрозил перевозчикам в случае неисполнения договорных обязательств односторонним расторжением контрактов и включением их в реестр недобросовестных поставщиков.
«После расторжения контрактов перевозку пассажиров обеспечим силами муниципальной транспортной компании «Ростовпассажиртранс»», — успокаивает ростовчан глава администрации.
Судя по выложенным им скринам, претензии направлены как минимум в адрес «Янтарь 1», «ЮТК», «Экспресс» и «АТП-5». Везде речь идёт о недовыпуске на маршруты техники, причём в отдельных случаях на маршрутах было зафиксировано лишь 30% от положенного по контрактам количества автобусов.
Впрочем, как ранее писал dоnnews.ru, проблема здесь в основном всё же не в нежелании перевозчиков честно выполнять взятые на себя обязательства, а в остром дефиците водительского состава.
Транспортной реформы в Ростове пока так и не случилось
То, что произошло с системой общественного транспорта Ростова 1 августа назвать «реформой» если и можно, то с большой натяжкой. Радикально изменить (в лучшую сторону) работу общественного транспорта в городе может только переход на брутто-контракты с перевозчиками.
Эта схема взаимоотношений предполагает, что город закупает весь необходимый объём услуг (определённый объём авточасов, по которым владельцы транспорта осуществляют движение своих автобусов по существующей маршрутной сети города) городского пассажирского транспорта у перевозчиков. Пассажиры при этом как и раньше оплачивают каждый свою поездку, но эти деньги уже идут не перевозчику, а в бюджет города.
Выигрывают от такой схемы в первую очередь пассажиры, так как перевозчику оплачивается услуга, а не просто проезд. То есть компании становится всё равно, сколько пассажиров она перевезла. Ей оплачивается каждый рейс, при условии, что он выполнен чётко по графику.
То, что такая схема городу нужна, признают все, в том числе глава администрации Алексей Логвиненко и министр транспорта Ростовской области Владимир Окунев. Проблема как всегда в деньгах. Дело в том, что при брутто-контрактах перевозчик будет получать одинаковую плату что за рейс в час пик, что глубокой ночью, когда в салоне будет в лучшем случае один пассажир. А поскольку плата за проезд будет аккумулироваться у некоего единого транспортного оператора, то недополучать прибыль с таких «порожних» рейсов будет именно он. Соответственно денег от перевозок ему будет поступать меньше, чем надо будет в итоге заплатить перевозчикам. Так что брутто-контракты предполагают дополнительные ежегодные затраты из бюджета. В Ростове их ранее оценивали в 2-2,5 млрд рублей.
Отметим, что новые контракты с перевозчиками рассчитаны на следующие 4 года. Возможность работы по брутто-контрактам в них не прописана. Так что, судя по всему, настоящая транспортная реформа в Ростове откладывается как минимум до 2027 года.
Поделиться: