Top.Mail.Ru
13,98₽
106,05₽
101,30₽

В Ростове появился театр, который готовит постановку для лежащих на улице людей

Donnews.ru узнал, почему артистам наскучило академическое искусство

Уличный перформанс театра «Ларамбла». Фото instagram.com/larambla.ru
Уличный перформанс театра «Ларамбла». Фото instagram.com/larambla.ru

Артисты театра «Ларамбла», проводящего уличные спектакли и перформансы в Ростове, стали одним из открытий уходящего года в культурной жизни города. Бесшабашные и креативные выступления, регулярно устраиваемые участниками этого объединения, привлекли внимание ростовчан, расколов их при этом на два лагеря: кому-то новое искусство пришлось по душе, другие же осыпают их критикой.

Donnews.ru встретился с художественным руководителем «Ларамбла» Александром Соловьёвым, чтобы выяснить, что же такое уличный театр и чем он принципиально отличается от академического, почему молодые артисты стараются уйти от классических форматов к непредсказуемой импровизации, а также понять, могут ли из весёлых хаотичных перформансов рождаться цельные театральные постановки.

Что такое уличный театр?

Существуют два понятия: уличный театр и театр на улице — при этом они не тождественны друг другу. Чтобы объяснить разницу, Соловьёв прибег к аналогии.

— Допустим, есть симфонический оркестр в филармонии. Если его музыкантов вывести на улицу, чтобы они дали концерт, то это будет тот же самый формат, только под открытым небом. Настоящий же уличный оркестр имеет свою специфику в части особого набора музыкальных инструментов: они должны быть медными духовыми, а вот скрипочка тут будет не к месту и затеряется. Точно так же и в классическом театре нужны текст, который произносится со сцены, и, собственно, тонкая актёрская игра. В уличном театре это вообще не работает, тут применяются совершенно другие выразительные средства. Реплики здесь не важны — на улице их мало кто услышит, а говорить в микрофон — нелепо и не театрально. Если текст всё-таки используется, то он должен подаваться только так, чтобы его могли воспринять как можно большее количество неподготовленных зрителей, — объяснил нюансы худрук «Ларамбла».

С другой стороны, он утверждает, что уличный театр на обычных подмостках почти полностью теряет свою художественную ценность, что тоже необходимо понимать.

— Улица — это совершенно особая атмосфера. Звуковое оформление наших постановок, к примеру, состоит не из симфонических увертюр, как в театре, а из шума проезжающих машин, сигналов, чьих-то брошенных мимоходом замечаний. Всё это становится неотъемлемой частью представлений, — отметил Александр Соловьёв.

Как выглядит представление уличного театра?

Большинство театрализованных шоу, выполняемых «Ларамбла», можно отнести к перформансам — свободным импровизациям прямо на городских улицах. Артисты гримируются в живые статуи, одеваются в яркие костюмы, становятся на ходули —  и выдумывают программу прямо на ходу, отталкиваясь от своих образов и настроения.

Зрителями спонтанных этюдов при этом становятся обычные прохожие, гуляющие по улице или же спешащие по своим делам. Разумеется, появление необычных «чудиков», как правило, вызывает у них массу различных эмоций. Однако, как утверждает Александр Соловьёв, чаще всего ростовчане реагируют на артистов позитивно, а критику «ларамблисты» получают в основном в соцсетях. 
 
Уличный перформанс театра «Ларамбла». Фото instagram.com, larambla.ru
Уличный перформанс театра «Ларамбла». Фото instagram.com, larambla.ru

Почему улица интересней, чем обычный театр

Уличная энергетика и непредсказуемость, отметил худрук «Ларамбла», с лихвой перекрывают классические постановки в академическом театре.

— Мне скучно играть в театре, потому что там очень быстро всё становится понятным. Театр — это такая защищённая чёрная коробка, куда пришли подготовленные зрители. Они спокойно сидят на своих местах, разговаривать или кричать им тебе ничего нельзя, в общем — тишь да гладь. Ты точно знаешь, чем всё начнётся и чем закончится. Улица — другое дело. Никогда не поймёшь, получится ли удачно взаимодействовать со зрителем, не подойдут ли к тебе сразу полицейские, не обрушится ли на улицу дождь, каким будет ветер и ещё много других факторов.  Эта непредсказуемость — волнующая и подстёгивающая. В этом есть адреналин, который я не мог поймать в академическом театре, — поделился впечатлениями худрук.
Александр Соловьёв. Фото donnews.ru
Александр Соловьёв. Фото donnews.ru
Как зарабатывают уличные артисты?

Перформансы, по словам Соловьёва, выполняют для «Ларамбла» две главные функции: являются источником вдохновения и острых ощущений, в поисках которых постоянно находятся артисты, а также работают на узнавание команды в городе. По сути, уличный маркетинг запускает «сарафанное радио» — про нестандартный коллектив слышат горожане, которых затем начинают приглашать импровизаторов.

— В основном, зарабатываем на свадьбах, празднованиях дней рождения, различных корпоративах. Однако деньги сами по себе не стоят для меня на первом месте. Куда важнее творчески развиваться и придумывать новые проекты, — считает Соловьёв.

Импровизации переросли в полноценный спектакль

Третьего декабря  в художественной галерее «Ростов» театр «Ларамбла» показал горожанам спектакль под названием «Светлячки». Худрук объяснил, что постановка по сути родилась из различных перформансов, которые ранее показывались  на улице.

— Чтобы объединить разрозненные этюды в одну историю, мы позвали режиссёра Ростовского молодёжного театра Оксану Зиброву, и она всё это выстроила в единую концепцию. Второй раз мы показали этот спектакль 19 декабря перед зданием «Шолохов-центра» на Большой Садовой. Были крутые эмоции, — рассказал Соловьёв.

Сюжет «Светлячков» обыгрывает визит детей к своему старому отцу, «слетающихся» на огонь домашнего очага. Название спектакля связано с костюмами актёров, которые в финале постановки оборачивают вокруг себя светодиодные ленты, затем перекидывая их на зрителей, тем самым символически объединяя их с авторами постановки.

Александр Соловьёв также добавил, что участники «Ларамблы» прошли в Санкт-Петербурге мастер-классы педагогов, которые уже много лет занимаются уличным театром. Это очень помогло вывести творчество коллектива на новый уровень.

Что артисты собираются делать дальше?

Премьерой «Ларамбла» следующего года худрук театра называет новый уличный спектакль «Колыбель», сейчас актёры разрабатывают его концепцию. Предполагается, что зрители будут смотреть представление лёжа — есть мысль использовать в качестве основной декорации огромную кровать, которую поставят прямо на улице. 

— На неё будут ложиться зрители вместе с актёрами, а затем начнётся некое атмосферное действие. Это пока предварительная концепция, с чёткими контурами будущего выступления мы определимся позднее, — рассказал о планах Соловьёв.

Другая идея — презентовать весной новый спектакль на стройке или заводе. Там, где индустриальные пейзажи сами по себе станут яркой декорацией. Идейный вдохновитель ростовского уличного театра уверен, что зрителям это понравится.