Top.Mail.Ru
13,98₽
106,05₽
101,30₽

В Ростовской области чиновники объяснили посредственные выступления школьников в финалах всероссийской олимпиады

Винят они не себя, а учеников

Участники регионального этапа Всероссийской олимпиады школьников по истории. Фото ncfu.ru
Участники регионального этапа Всероссийской олимпиады школьников по истории. Фото ncfu.ru

В Ростовской области провалили план по количеству победителей и призёров заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников. В отчёте регионального министерства образования о реализации госпрограммы «Развитие образования» указано, что в 2021 году перед чиновниками стояла задача добиться того, чтобы на 100 тысяч жителей региона статистически получалось 0,7 победителя или призёра Всероссийских школьных олимпиад. Минобр же отчитался, что реальное значение по параметру составило всего лишь 0,48 победителя на 100 тысяч человек.

В финалы проходят чаще, но побед больше не стало

Иными словами, в правительстве признали довольно посредственное выступление учащихся школ Ростовской области в финалах Всероссийской олимпиады по итогам 2020/21 учебного года. Такой же вывод следует из рейтинга регионов по результатам заключительных этапов общенациональной олимпиады, подготовленного проектом Olimpiada.ru на основе итоговых протоколов этих образовательных состязаний.

Ростовская область в этом списке заняла 51-е место из 85 возможных. Первое место оказалось у Москвы, второе и третье — у Татарстана и Санкт-Петербурга. Четвёртую и пятую строчку рейтинга заняли Мордовия и Удмуртия.

При этом, по данным регионального министерства образования, количество школьников, набирающих необходимый минимум для попадания в заключительный этап олимпиады, растёт из года в год. Так, в 2018 году в финал смогли пробиться 51 человек, в 2019 — 55 человек, в 2021 — сразу 85 талантливых учеников из области.

Вместе с тем победителями и призёрами в 2018 году стали 20 человек, в 2019 — 15 человек, в 2021 году — снова 20 учащихся. Данных за 2020 год нет, потому что из-за пандемии коронавируса заключительный этап олимпиады тогда решили не проводить.

Чиновники свалили вину на «особенности» участников олимпиад

В областном министерстве образования слабые результаты школьников объяснили высокой конкуренцией, вызванной повышением уровня подготовки участников. Но это ещё не всё. По мнению чиновников, виноваты и сами ученики.

«Процесс увеличения количества победителей и призёров заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников многофакторный и нелинейный, в первую очередь он зависит от индивидуальных способностей конкретного ребёнка», — многозначительно сообщается в отчёте о реализации «Развития образования».

Однако научный руководитель Центра педагогического мастерства Иван Ященко уверен, что индивидуальные особенности учеников в данном вопросе вторичны, а больше всего победителей финалов олимпиад у регионов, которые ведут целенаправленную работу по развитию таланта у учащихся. В комментарии Olimpiada.ru он обратил внимание на важный фактор ускорившейся цифровизации.

«При переходе на дистант и правильном использовании онлайна даже те регионы, в которых не было большого количества сильных педагогов, получили возможности для подготовки своих ребят. И мы видим это в динамике, которую продемонстрировал ряд регионов», — отметил специалист, комментируя результаты финалов олимпиады.

Олимпиадники в Ростовской области оказались не нужны

Впрочем, имеет ли вообще смысл говорить о поддержке талантливых детей, если даже с базовым школьным образованием в Ростовской области далеко не всё так хорошо. В прошлом году федеральный Рособрнадзор запустил специальный сайт, на котором все регионы страны ранжированы по качеству школьного обучения. Рособрнадзор оценил уровень школьного образования в Ростовской области в 43,6 балла. Это 57-й показатель из 85 регионов РФ, что заметно ниже среднего уровня.

Региональные системы образования оценивались по трём критериям. Первый — результаты обучения. Это комплексные показатели, составленные на основе данных об итогах ЕГЭ, ОГЭ и ВПР. Второй параметр — развитие образовательной среды. Это использование компьютеров и различного лабораторного оборудования во время обучения, а также показатели поступления выпускников школ и средние и высшие учебные заведения в своём регионе. Третий критерий — управление системой школьного образования. Сюда входят качество организации ЕГЭ, использование современных подходов к управлению образовательным процессом и так далее.

За «Результаты обучения в школе» Ростовская область получила лишь 35,1 балла. Здесь особенно интересен огромный разрыв между показателем «Достижение минимального уровня подготовки» (80,3 балла) и «Достижение высокого уровня подготовки» (5,1 балла). Иными словами, олимпиадники региону оказались не нужны — достаточно, чтобы ученики просто не заваливали итоговые тестирования.

За «Развитие образовательной среды» Ростовская область получила 57,1 балла: по 53-54 балла за использование оборудования и 65-77 за удачное поступление школьников в региональные вузы и сузы. При этом за «Управление системой школьного образования» Ростовская область получила 38,4 балла, по сути провалив показатель «Объективность оценочных процедур» (24,2 балла). Это означает, что регион не в состоянии адекватно оценить качество предоставляемого в его школах образования.

Учителя бегут из-за низкой зарплаты и высокой нагрузки

О том, что педагоги в Ростовской области получают значительно меньше, чем в других регионах России, и вынуждены уезжать на работу по профилю в другие части страны, в прошлом году в региональном Заксобрании рассказывала уже бывшая министр общего и профессионального образования области Лариса Балина.

— В других регионах средняя заработная плата растёт быстрее, чем в Ростовской области, а педагоги получают больше, чем наши учителя, мастера и воспитатели. По темпам увеличения зарплаты среди сотрудников сферы образования мы находимся позади многих субъектов. Если учесть, что, например, в Москве и Московской области учителям предлагают совсем иные условия, то трудовая миграция и отток, в особенности молодых учителей, неизбежны, — признала региональный экс-министр.

По словам председателя комитета областного парламента по образованию Светланы Мананкиной, в регионе не хватает более 30% педагогов. Из десяти выпускников профильных вузов, приходящих на работу в школу, в ней остаются в лучшем случае трое. Молодые специалисты бегут из-за крошечной зарплаты и высокой нагрузки.

— Большинство тех, кто сейчас работает, трудятся с превышением нормативной нагрузки в 18 часов. В основном учителя задействованы по 27 часов и более — это полторы, а зачастую даже две ставки. Из-за этого качество образования снижается, а профессиональное выгорание наступает быстро, — отметила Светлана Мананкина.

Более того, Лариса Балина заявила, что денег минобра порой едва хватает на школьные учебники — о какой уж поддержке олимпиадников тут можно говорить.

— Пока в Ростовской области не будет увеличен фонд оплаты труда педагогических работников, проблему решить не получится. Когда мы достигаем выполнения президентских указов о повышении зарплаты педагогам, то у нас тут же проваливаются целые направления. Мы чудом успели к 1 сентября закупить всю необходимую учебно-методическую литературу в школы, на это у нас не было достаточного финансирования, — говорила экс-министр в октябре 2021 года.

Добавим, что, по данным сайта HeadHunter, средняя зарплата ростовских учителей колеблется от 20 до 30 тысяч рублей в месяц в зависимости от предмета, а вот репетитор за тот же срок может заработать в пять раз больше — до 100 тысяч рублей. Логично, что при таком дисбалансе педагоги при первой удобной возможности покидают школы, уходят в самозанятые или уезжают из региона на вольные хлеба.

#